Posted 16 августа 2004,, 20:00

Published 16 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Александр Чайковский

Александр Чайковский

16 августа 2004, 20:00
«Как воспитывать гениев на общих лекциях?»

– Идея передачи творческих вузов под юрисдикцию Минобразования не нова. Почему этот вопрос встал так остро именно сейчас?

– Впервые озвучил эту идею бывший ректор Московской консерватории, а ныне министр культуры Александр Соколов на ученом совете. Он говорил, что сейчас необходимо подогнать стандарты российской высшей школы к общемировым, чтобы наши дипломы принимали во всем мире. По его словам, надо вводить систему американских университетов, то есть учреждать степени бакалавров и магистров. Но поскольку бакалавры это трехгодичное обучение, а степень магистра получают через два года после бакалавра, наш традиционный пятилетний цикл обучения разбивался бы. Два года назад это казалось просто нереальным. Сегодня нам говорят, что после реформирования системы и передачи творческих вузов под юрисдикцию Минобразования подобную систему легче будет финансировать. Выходит, возобладал бухгалтерский подход и совершенно не учитывается сама специфика обучения творческим профессиям.

– Но если речь идет лишь об обсуждении системы образования, возможно, сегодня вам опасаться нечего?

– Недавно мы получили новые разнарядки по программе на новый учебный год, где существенно сокращен объем занятий по творческим дисциплинам и расширен объем часов по теоретическим дисциплинам и методике преподавания. То есть предлагается готовить прежде всего педагогов, а не музыкантов. Эти разнарядки заставили кафедры двух ведущих консерваторий страны – Москвы и Петербурга – собраться, чтобы обсудить новые стандарты. Мы долго вместе гадали, как нам с этим бороться. Образование в творческих учебных заведениях в корне отличается от обычных вузов. У нас овладение профессией происходит на индивидуальных уроках – это 80% всех часов. Вы можете представить себе, чтобы игре на скрипке обучали на общих лекциях?! То же в отношении художников, актеров, балерин... Именно поэтому у нас количество студентов и количество педагогов приблизительно равно. Вы же не можете себе представить, что в МГУ, где учатся несколько десятков тысяч студентов, будет несколько десятков тысяч профессоров?! Готовящееся постановление правительства категорически расходится с принципами творческого образования, поэтому мы все очень взволнованны.

– Возможно, в правительстве считают, что советская система образования устарела, а европейская и американская системы пойдут лишь на пользу?

– Наша система была разработана не самыми глупыми людьми где-то в середине 30-х годов. С годами она совершенствовалась. На эту систему теперь переходят в Германии, Японии, она есть в Китае, Корее, о странах Восточной Европы я уже не вспоминаю. Система зарекомендовала себя очень высоко – именно благодаря ей у нас в стране лучшие музыканты и танцовщики в мире. Спрашивается, зачем мы должны ее ломать?!

– Но если предположить, что система не будет реформирована, а вузы перейдут под юрисдикцию другого ведомства...

– Может возникнуть ситуация некомпетентного управления со стороны Минобразования, чьи специалисты не понимают специфики творческих вузов. Это первое. Второе, могут возникнуть очень большие проблемы другого рода. Министерство образования, по моему разумению, концертной и театральной жизнью не занимается. Поэтому концертные залы консерваторий и сценические площадки театральных учебных заведений будут отделены от самих учебных заведений. Возьмем, к примеру, Петербургскую консерваторию. В ее здании есть огромный театр, в котором поют студенты, играет студенческий оркестр. Получается, надо будет по воздуху проводить границу между одним кирпичом, который будет принадлежать Министерству культуры, и другим, который будет принадлежать Министерству образования?! А что делать, если новый директор театра завтра скажет: «Мне ваши студенты не нужны, потому что на них народ не ходит. Я приглашу лучше профессиональных артистов из Мариинки. Так выгоднее». После этого Петербургская консерватория лишится оперной студии. Это может произойти? Запросто!

"