Posted 16 июля 2008,, 20:00

Published 16 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

Хиты на все времена

16 июля 2008, 20:00
Серия записей вокально-инструментальных ансамблей 1970–1980-х годов получилась у «Мелодии» интернациональной. В советское время была негласная установка – на эстрадной вершине должны были оказаться представители разных союзных республик. Зачастую из этого наказа получалась очень искусственная «вертикаль успеха», но ино

«Песняры»

Самый лучший коллектив в истории белорусской музыки в представлении, конечно, не нуждается. Ансамбль под руководством Владимира Мулявина собрал в свое время лучшие голоса и постоянно их совершенствовал, не останавливаясь на достигнутом. По сути, «Песняры» были для Советского Союза отличным экспортно-культурным проектом. После трагической гибели Мулявина число разнообразных «Песняров» в Минске и Москве стало множиться, но ансамбль все равно запомнится тем «золотым» составом, благодаря которому мы узнали и «Вологду», и «За полчаса до весны», и «Зачарованную мою», и «Косил Ясь конюшину», и песняровскую «Олесю», и, конечно, «Беловежскую Пущу». Все эти любимые народом песни включены в сборник фирмы «Мелодия». По сути, музыка «Песняров» интернациональна – сам Мулявин родился на Урале, а в Белоруссии оказался из-за того, что армейскую службу проходил под Минском. Тем не менее именно Мулявин взялся за обработки белорусских народных песен («Ой, колядочки», «В месяце верасне»). Сейчас бы «Песняров» отнесли скорее к категории world music, то есть к этнике. Мотивы, характерные для народной музыки, у них были всегда, а худрук умело сочетал их с эстрадной «обязательной программой». Благодаря этому сочетанию «Песняры» остались вне времени, они никогда не подыгрывали сиюминутным политическим интересам (чем нередко грешили другие ВИА). В конце концов, правители приходят и уходят, а такие понятия, как красота и гармония, остаются.

«Синяя птица»

У вокально-инструментальных ансамблей есть особенность, которая характерна для всей современной поп-музыки. Записывая довольно много песен, они тем не менее становились популярными благодаря всего нескольким шлягерам. Именно так случилось и с ансамблем «Синяя птица». Из записей конца 1970-х – начала 1980-х, которые вошли в этот сборник, к шлягерам, безусловно, можно отнести «Здравствуй, как ты живешь?» Ефимова и Осиашвили, «Ты мне не снишься» Добрынина и Рябинина и «Клен» Акулова и Шишко. «Клен» в последние годы и вовсе пережил реинкарнацию. Любого ресторанного музыканта России XXI века, который не сумеет сыграть эту песню, тут же выгонят взашей. И правильно сделают. Потому что это тот самый типично русский случай: «Сделайте так, чтобы душа свернулась, а потом развернулась». Если бы у «Синей птицы» в репертуаре все песни были бы такого же класса, им можно было бы не только давать заслуженных и народных, но и, простите за выражение, посылать на «Евровидение». И не беда, что в названии каждой пятой песни встречается слово «любовь» (этот продукт, выражаясь языком советских продмагов, можно отнести ко второму сорту – даром что к 2000-м годам он уже слегка подпортился). Зато при прослушивании некоторых треков можно получить много ностальгических чувств.

«Иверия»

Грузинский ансамбль «Иверия», которому в этом году исполняется 40 лет, был одним из самых модных в консервативную эпоху последних советских десятилетий. Причина проста – именно музыканты «Иверии» озвучивали первые наши мюзиклы «Агронавты», «Свадьба соек», «Пиросмани»... Главная тема к «Агронавтам» («Парус над тобой, / Поднятый судьбой, – / Это флаг разлуки, / Странствий знамя вечное!..»), пожалуй, ни в чем не уступает легендарному «Я тебя никогда не забуду» из «Юноны» и «Авось». «Иверия» умела поднять народный грузинский фольклор на общесоюзный эстрадный уровень. Рассказывают, что руководитель ансамбля композитор Александр Басилай заказывал тексты поэту Михаилу Таничу примерно так. Танич спрашивал, о чем, собственно, песня в грузинском варианте. Басилай отвечал: «Понимаешь, там два кувшина. В одном – вино, в другом – мацони. Ну, в общем, сделай красиво». В итоге получалась отменная песня. В сборнике «Иверии» присутствует все – и грузинский темперамент, и нежность женского вокала, и просто понятные всем песни. Многие из них способны дать фору даже современным сверхпрофессиональным музыкальным темам, которые созданы по западному образцу, обкатаны где-нибудь на Бродвее и уже собрали свои миллионы с миллиардами. Да и просто послушать эту искреннюю музыку сегодня чрезвычайно приятно.

"