Posted 16 июня 2015,, 21:00

Published 16 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

А ну-ка, девочки

А ну-ка, девочки

16 июня 2015, 21:00
15 июня открылся международный фестиваль в Аннеси – старейший и по-прежнему самый влиятельный в мире смотр авторской мультипликации, который называют порой анимационными Каннами. С тех пор как три года назад фестиваль сменил арт-директора (теперь им руководит канадец Марсель Жан), Аннеси переживает период перемен. Так,

На плакатах авторства португальского режиссера и художника Реджины Пессоа изображена прекрасная дама, в четырех жюри (полный метр, короткий метр, студенческие фильмы и ТВ-проекты) заседают исключительно представительницы прекрасного пола, фестивальные ролики (в Аннеси на каждый день показов есть свой уникальный фестивальный трейлер) рассказывают о женщинах-пионерах в области анимации (к примеру, об Элисон де Вер, которая стала первой женщиной, получившей в Аннеси Гран-при), а среди специальных показов – огромная программа «Женщины и анимация».

Концепция концепцией, но выглядит подобная постановка вопроса странно. Сам Марсель Жан, представляя «женскую тему», пишет о том, что из присланных на селекцию 1172 работ 31,2% были сделаны женщинами-режиссерами. Эта цифра выглядит как более-менее репрезентативный срез по миру, по всем направлениям и всем поколениям. Однако если обратиться к молодой западной короткометражной мультипликации, то картина явно окажется иной: женского кино делается сейчас чуть ли не больше, чем мужского, а анимационные вузы нередко просто-таки стонут от того, что анимационное отделение стало женским факультетом.

Впрочем, нельзя сказать, что «феминистическая тема» совсем уж лишена остроты в современном анимационном западном обществе. Если обратиться к коммерческому сектору, то легко обнаружить, что на больших студиях и в больших проектах действительно предпочтение отдается режиссерам-мужчинам. И доказательство тому можно найти здесь же, в каталоге Аннеси, в категории «полнометражная мультипликация»: из восьми конкурсных фильмов нет ни одного, созданного женщиной-режиссером. А на все 25 представленных на фестивале полнометражных фильма найдется всего два, созданных женщинами (при этом один из них – «Камни в моих карманах» – был создан американско-латвийским режиссером Сигне Баумане на средства от краудфандинга).

Актуальная программа «Женщины и мультипликация» могла бы включать, например, сериал «Вселенная Стивена» – первый женский проект на Cartoon Network. Или полнометражные фильмы «Кунг-фу панда 2» и «Храбрая сердцем» – редкие образчики дорогостоящей полнометражной мультипликации, на которых в качестве режиссеров выступали женщины.

Сформированный Аннеси «женский блок», разумеется, вовсе не плох. Он отвешивает поклоны прекраснейшим режиссерам, начиная с Лотте Райнигер, заканчивая Джоан Грац, Джоанной Куин, Кэролайн Лиф, Венди Тилби и Амандой Форбис, Михаэлой Павлатовой, Флоренс Мьель и даже нашей Анной Будановой (чей фильм «Обида» попал в программу «Будущее – это женщина», то есть в сборник). Однако этот странный глобальный акцент на женское начало придает всему фестивалю ощущение «просроченной конъюнктуры».

Увы, похожее ощущение остается и от многих других начинаний Марселя Жана. Так, например, в прошлом году он ввел в короткометражную секцию новый конкурс, получивший название Off Limits («За границами») и призванный очевидно выделять самые авангардные, необычные, возможно, спорные с точки зрения своей видовой принадлежности фильмы. Вопросы к этой программе возникали еще в прошлом году, даже несмотря на то, что вобрала она в себя несколько весьма и весьма любопытных работ, живущих на грани видеоарта, галерейных инсталляций, кино и мультипликации. В то же время, учитывая довольно экспериментальную направленность общего конкурса, не всегда было понятно, где именно и почему пролегают для отборщиков те самые «границы», выход за которые отмечает новый конкурс.

Программа этого года заставила думать, что речь идет о границах человеческого восприятия, так как из 10 вошедших в программу фильмов больше половины смотреть было почти невозможно. Кульминацией стала работа немца Райнера Кольбергера, в которой под ритмичный технический звук экран 10 минут рябил бело-серыми полосами разной толщины.

Впрочем, надо заметить, такие фо-па со стороны нового фестивального начальства ни в коем случае не делают фестиваль в Аннеси менее интересным или даже менее любимым – как раз напротив. Ведь в фестивальном деле хорош любой жанр, кроме скучного. И пусть не все идеи Марселя Жана кажутся удачными, они, несомненно, создают прекрасное оживление в размеренном течении старейшего европейского анимационного смотра, дают бесконечные поводы для споров и, конечно же, возможность получить новые, неожиданные впечатления, за которыми и ездит публика на этот масштабный фестиваль.

"