Рус
Eng
Мэрилин Монро в компании Микки-Мауса

Мэрилин Монро в компании Микки-Мауса

17 июня 2014, 00:00
Культура
НАТАЛЬЯ ТИМАШОВА, Мадрид
В Музее Тиссена-Борнемиса открылась самая яркая выставка жаркого мадридского лета – «Мифы поп»: в испанскую столицу привезли работы лучших представителей поп-арта: Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Роя Лихтенштейна, Тома Вессельманна, Давида Хокни, Ричарда Гамильтона и других американских и британских художников, диза

Открывшаяся на прошлой неделе выставка – первая после большой экспозиции поп-арта в Центре искусств королевы Софии в 1992 году, то есть прошло уже больше 20 лет, как мадридскую публику последний раз баловали столь зрелищным событием. Поп-арт не поддается традиционным описаниям, не вмещается в стандартные рамки музейных выставок, он всегда стоял и будет стоять особняком, во всяком случае, в ближайшие 40–50 лет точно, пока не появится какое-то супермодерновое арт-направление XXI века. Возникший в 50-х и развившийся в 60-х годах XX столетия как реакция и протест на абстрактный экспрессионизм, поп-арт (pop art – сокращение от англ. popular art) стал культовым и понятным направлением в изобразительном искусстве для миллионов. Все дело в том, что его представители использовали в своем творчестве образы продуктов массового потребления, массовой культуры, создаваемые средствами массовой информации и рекламой. На передний план выходят кока-кола, какие-то супы в банках, до этого момента известные только американским потребителям недорогих полуфабрикатов, американские же комиксы, диснеевские мультяшные герои, салфетки «Клинекс», пачки сигарет, моющиеся в душе люди – обыденное вдруг становится арт-объектом современной культуры. Героями коллажей и полотен становятся кумиры миллионов – Мэрилин Монро, «Битлз», Элизабет Тейлор в образе Клеопатры, Марлон Брандо. Первые «поп-артовские» работы создали британские художники – выпускники Лондонского Королевского художественного колледжа – Питер Блейк (две его работы – «Битлз» и «Портрет Давида Хокни в Голливуде в испанском интерьере» привезли на выставку), Джо Тилсон и Ричард Смит, но первой работой, получившей статус «иконы поп-арта», стал коллаж британца Ричарда Гамильтона с длинным названием «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», созданный в 1956 году. Копия коллажа, сотворенная самим художником в 1992 году, и еще несколько работ Гамильтона представлены сейчас в экспозиции мадридской выставки.

В залах Музея Тиссена-Борнемисы представлено более 100 работ разных авторов, включая классическое североамериканское поп-направление и британский поп-арт из 50 с лишним музеев и частных коллекций со всего мира. По словам куратора выставки «Мифы поп», хранителя коллекции современной живописи Музея Тиссена-Борнемиса Паломы Аларко, открывшаяся выставка – «антология или ретроспектива некоторых из главных представителей поп-арта». В первую очередь речь идет об Энди Уорхоле: привезено 25 работ американского художника – продюсера, дизайнера, писателя, коллекционера и кинорежиссера, ставшего культовой фигурой в истории поп-арт-движения и вообще современного искусства. Именно он – основатель идеологии «коммерческий поп-арт». В Мадриде сейчас можно увидеть такие знаменитые работы Уорхола, как раскрашенная акрилом «Венера Сандро Боттичелли», «Большая банка супа Campbell’s», сверкающий бриллиантовой пудрой «Двойной Микки-Маус», «Лунная прогулка», «Мэрилин Монро в черно-белом цвете», портреты Марлона Брандо, Жаклин Кеннеди, Мао Цзэдуна и несколько автопортретов художника. Также в большом количестве в выставочной экспозиции представлено яркое творчество Роя Лихтенштейна – сразу 10 работ. Его картины в стилистике комиксов продаются на аукционах за огромные деньги – так, в 2005 году картина «В машине» была продана за рекордные 10 млн. фунтов стерлингов (16,2 млн. долларов), а картина «Спящая девушка» ушла за 44,8 млн. долларов, став самой дорогой из коллекции художника. Знаменитой скульптурой Роя Лихтенштейна «Барселонская голова» есть возможность полюбоваться у всех туристов, приезжающих в столицу Каталонии.

«Мне очень близки настроения поп-арта, так как я родилась, училась, взрослела и формировалась как личность в эпоху поп-арта, – говорит Палома Аларко. – Многие из нас – дети массовой культуры, поп-культуры. Но не стоит видеть в произведениях поп-арта только предметы, которые на них изображены, и ничего больше. В поп-арт-направлении скрыто очень много метафор и ответов на многие вопросы современности». Выставка шедевров поп-арта продлится в Мадриде до 14 сентября.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter