Posted 16 июня 2013,, 20:00

Published 16 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:01

Updated 8 марта, 05:01

Хеппи-энда не предусмотрено

Хеппи-энда не предусмотрено

16 июня 2013, 20:00
Созданная восемь лет назад четырьмя художниками-универсалами театральная группа «1927» объездила все крупнейшие театральные смотры. В Москву же коллектив приехал впервые и показал свой главный хит – «Животные и дети заполняют улицы». Спектакль создан до прогремевшего «бунта подростков», но исчерпывающе объясняет его пр

Когда читаешь анонс какого-нибудь отечественного спектакля, обещающего рассказать о проблемах современности, о болевых точках города, о тяжелом детстве родившихся в неблагополучных семьях, сразу представляются сурово нахмуренные лбы, кромешный ад цифр, прямая речь жертв, зубодробительные обличения чиновников… Наконец, пафос, пафос и снова пафос, слегка разбавленный нецензурной лексикой (а как «про это» скажешь цензурно?). Наши творцы-обличители больше всего боятся, что их заподозрят в чувстве юмора или в умении писать художественно. Как обозревателю «НИ» объясняла пылкая и весьма милая фанатка нашего «театра социального жеста», «им некогда думать о пустяках. И вообще, социальный спектакль должен «вонзаться» в зрителя, как бормашина». Видимо, в связи с нехваткой сознательных граждан, готовых мучиться за свои деньги, на актуальное искусство у нас решительно нет спроса (даже залы на 30-40 мест умудряются оставаться полупустыми). В то время как французы, немцы и англичане давно уверились, что самые горькие истины можно говорить с юмором.

Собственно, театр «1927» специализируется на создании «восхитительно-подрывных» притч. Его основали два художника-универсала – аниматор, кинорежиссер Пол Билл Бэрритт и писательница, актриса Сьюзан Андрейд. В 2006 году к ним присоединились пианистка, актриса Лилиан Хенли и актриса, художник по костюмам Эсме Эпплтон. Эта храбрая четверка начинала свою деятельность с выступлений в ночных клубах и кабаре, «разогревая» публику перед выходом тяжеловесов. За последние пять лет они объездили все крупнейшие европейские фестивали, собрав внушительную коллекцию наград.

Созданный ими жанр находится на стыке театра, видеоарта и анимации: в ткань спектаклей вплетаются музыкальные номера, пластические этюды, в которых тело актера вписывается в анимационный мир. Критики, глядя на их постановки, вспоминают Фрица Ланга и Чарли Чаплина, Александра Родченко и Тима Бертона, Винни-Пуха и доктора Калигари. И вся эта гремучая смесь пропитана настоящим английским юмором.

Редкий в сегодняшнем театре случай – радуешься фразе, образу, рифме. Летучий сказочный сюжет о детках-хулиганах, украденной девочке, благородном рыцаре, который занят уборкой мусора, расцвечен настоящей поэзией, иронией и неподдельным талантом. Представьте себе, что Джанни Родари вместе с Бертольдом Брехтом сочинили сказку для знакомой девочки, а потом за этот текст взялся Уолт Дисней, решив создать что-то в духе «Кто подставил Кролика Роджера».

Три исполнительницы (Пол Билл Беррит на сцене не появляется, колдуя над видеорядом) перевоплощаются то в хозяйку магазина краденых вещей и ее анархистку-дочку, то в кумушек, обитающих в страшном грязном доме в самом убогом тупике процветающего города, то в мэра этого города. То в милую мать-энтузиастку, которая прибыла в тупик, чтобы скрасить детство местным хулиганам, то в уборщика самого грязного дома в стране (по стенкам бегают мультипликационные тараканы, которые умеют даже маршировать на задних лапах)… Актрисы поют, совершают замысловатые танцевальные па и акробатические кульбиты, легко вписываются в любую анимационную плоскость, ухитряясь вести за ручку «нарисованную» девочку.

Бунт подростков городских окраин показан во всей его несмягченной жестокости. Но, как водится, реакция городских властей еще хуже, чем повод. Бедных подростков решают «улучшать» фармакопеей, превращая бунтарей в сонных зомби. «Вам какой конец по вкусу – хороший или реалистический?» – спрашивают актеры у зрительного зала. Голоса делятся примерно пополам, но хеппи-энда все равно не случается. Потому что и наша жизнь не предполагает счастливых развязок, как бы ни надеялись прекраснодушные пингвины.

"