Posted 16 июня 2008,, 20:00

Published 16 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:05

Updated 8 марта, 08:05

Флейта Пана

16 июня 2008, 20:00
В Москве завершился театральный студенческий фестиваль «Твой шанс». За победу сражались 40 спектаклей из восьми стран. Гран-при получила столичная постановка Аллы Сигаловой «Стравинский. Игры» Школы-студии МХАТ (Мастерская Константина Райкина). В этом году победитель получил также специальный приз от Союза театральных

Надо сказать, «соревновательная» составляющая фестиваля «Твой шанс» пока не слишком интересна. В номинациях кроме спектакля-победителя (со всеми территориальными не проговаривающимися, но подразумеваемыми ограничениями) еще есть номинация «Лучший молодой театральный художник». Им стала студентка Школы-студии МХАТ Екатерина Галактионова за сценографию к «Буре» Шекспира. Также есть местные призы за лучшую рецензию на спектакли фестиваля и лучшую фотографию (их объявят осенью).

Интересен «Твой шанс» тем, что дает возможность увидеть целый спектр проблем современной театральной школы, тенденций, определяющих лицо школьного спектакля, круг интересов молодых артистов. Любопытно, что среди фаворитов фестиваля были постановки-композиции, сочиненные либо самими студентами, либо студентами совместно с мастерами.

«Стравинский. Игры» в постановке Аллы Сигаловой: спектакль – хореографическая композиция на музыкальные темы из «Свадебки» и «Весны священной». «Человеческий детеныш» в постановке Сергея Бызгу (СпГАТИ, Мастерская Руслана Кудашова) – пластические этюды на тему «Маугли» Киплинга. А «Прогулка в парке» Кристиана Сметаны и Кальмы Штройн (Берлинская высшая театральная школы им. Эрнеста Буша) стала своеобразной вариацией на тему «Метаморфоз» Овидия.

В отличие от своих русских коллег немецкие режиссеры написали довольно длинную пьесу, в которой давний конфликт греческих богов решается в пространстве современного парка. Пан (дикий бог лесов и полей, стад и пастухов) и Аполлон (предводитель муз, бог священной гармонии) продолжают старую распрю.

В открытом городском парке, средь кустов, затаился косматый полуголый хулиган, чье присутствие будит в гуляющих дикие инстинкты и подвигает их на разрушительные и разбойничьи поступки. Немецкие студенты с наслаждением демонстрируют серию этюдов «гуляющие в парке». Тут и бегуны трусцой, и молодые папаши с младенцами, и девушка с анкетой, и наркоманы, и неудачливый клерк, переживающий за судьбу сегодняшнего рабочего собеседования. Но чем дольше человек задерживается в парке, тем меньше он походит на самого себя. Девушка, ведущая социологический опрос, скидывает платье и падает в объятия случайному соседу. Клерк звонит по телефону влиятельному приятелю и хамит в трубку. Мусорщик начинает игру в Тарзана и т.п. Так продолжается до тех пор, пока не появится бог Аполлон и не призовет нечестивцев к порядку.

Закон и гармония в очередной раз торжествуют, Аполлон снова повергает Пана в борьбе. Из попытки «планомерного одичания», к счастью, опять ничего не получается. А студенты, собравшись на авансцене, поют что-то бравурное.

В конце концов, и в фестивалях, и в борьбе богов главное – не победа, а участие.