Posted 16 июня 2004,, 20:00

Published 16 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:24

Updated 8 марта, 02:24

Андрей Нещадин

Андрей Нещадин

16 июня 2004, 20:00
Культура поддержки культуры

Детские воспоминания: полутемный зал, сейчас раздвинется занавес и начнется действие: яркое, пестрое, чуть-чуть грустное – это ТЕАТР. Есть спектакли, на которые нужно обязательно сводить теперь уже не детей, а внуков. Конечно, их можно посмотреть и в записи. Но видеопленка никогда не передаст ощущение театра, ощущение праздника.

Легко ли попасть в театр в Москве? Не во всякий. В любое время на кассе, например, Ленкома табличка: «Билетов нет». Цена билета, которая написана на нем самом – от 500 руб. до 1000 на премьерный спектакль. В свободной продаже – от 1000 до 2500. Кому достается дельта? Конторе с приставкой «АРТ», которая накручивает за свои услуги больше, чем стоит билет? Если он продается все-таки по рыночной стоимости, то получается, что театр, пользующийся дотациями московской мэрии, финансирует спекулянтов. Раньше театр начинался с вешалки, сегодня он начинается со спекулянтов.

Театр уж полон. Это не цитата из Пушкина. В проходах дополнительные стулья, табуретки, скамейки. Билет я купил по рыночной цене – поддержал великое таинство, оплатив знакомых директора, режиссера, актеров, которые устроились гораздо удобнее и бесплатно. Тогда, извините, в чем же поддержка культуры со стороны московской мэрии? Кого мы поддерживаем? Знакомых? Спекулянтов? Может, пора все-таки поддерживать театр?

Какой интересный особняк на Знаменке – Галерея Шилова. Пройдясь по совершенно пустым залам, начинаешь задумываться: кто кому сделал подарок? Шилов – городу, подарив свои картины? Если сопоставить их рыночную стоимость со стоимостью аренды, «коммуналки» и расходов на содержание служащих, то получится, что подарок дороговат для Москвы. Ей-богу, возникает искушение создать какую-нибудь портретную галерею и подарить городу с условием, чтобы под нее выделили хотя бы 4–5-комнатную квартиру.

Искусство требует жертв, но прежде всего – от художника. Спору нет, если мы хотим развивать нашу культуру, то должны ее финансировать. Но почему поддерживается только то, что соответствует убогим вкусам людей, принимающих решения? Недавно в одном городе случился казус: дотировавшийся департаментом культуры молодежный центр оказался банальным стриптиз-шоу.

Поддерживая культуру, мы должны иметь определенную цель и развивать то, что хотим оставить детям и внукам, то, что позволит ощутить нашу идентичность. Дотация бюджета любому художественному коллективу должна оказываться под договор, прописывающий, что мы (налогоплательщики) получим взамен: постановку пьес национальных авторов, количество концертов национальной музыки, количество детей, которые будут заниматься в кружке или студии. Деньги, отданные просто так, позволяют ничего не делать за бюджетный счет.




Кремль определил список лучших деятелей искусств по итогам 2003 года

"