Posted 16 июня 2004,, 20:00

Published 16 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Франкенштейна задавило авто

Франкенштейна задавило авто

16 июня 2004, 20:00
Лучшие фильмы фестиваля, как водится, «Кинотавр» приберег к финалу двухнедельного марафона российских новинок кино. Критики до последней минуты гадали – кому именно достанется главный приз – Валерию Тодоровскому или Павлу Чухраю. Однако в конце концов «Сводному брату Франкенштейна» Тодоровского жюри предпочло «Водителя

«Если б президентом назначили меня, я бы тоже не знал, как прекратить чеченскую войну», – неоднократно высказывался продюсер и исполнитель главной роли в фильме «Мой сводный брат Франкенштейн» Леонид Ярмольник. Если бы председателем жюри 15-го «Кинотавра» была я, то, не задумываясь, отдала бы «Золотую розу» (главный приз фестиваля) «Франкенштейну», а «Лучшую мужскую роль» – дебютанту Даниилу Спиваковскому. Актер-комик, молодая звезда Театра Маяковского, Спиваковский едва ли не впервые в жизни играет серьезную драматическую роль (заглавную) и делает это блестяще. Его герой Павлик Захаров прошел войну, на которой потерял глаз и рассудок. Он приезжает в Москву на операцию и приходит в дом к своему отцу, который и не догадывался о существовании взрослого сына. Он не может избавиться от войны, выбить ее из головы. Единственное, что он научился делать, – это защищать своих и уничтожать чужих. Он не заливает горе водкой, в нем нет обиды на весь мир за поломанную молодость и полученное увечье. Напротив, он милый, улыбчивый и очень трогательный в своей нелепости. Захаров хочет поставить себе бриллиантовый глаз – «чтобы девушкам нравилось» – и просит «батю» спеть песню про малиновку. Регулярно по ночам Павлик отправляется проверять чердаки, подвалы и окрестности – ему повсюду мерещатся «духи». По карнизу какого-то очень высокого этажа он лезет в окно к соседке проверить непонравившегося ему гостя, и каждый день ходит на вокзал встречать Ваську Тоболкина (много позже приютившая Павлика семья узнает, что Васька умер мученической смертью два года назад – у Павлика на руках). Своим навязчивым стремлением защитить обретенную семью от несуществующей опасности он поселяет в мирном доме войну и в какой-то момент становится слишком опасен. Несчастное, изуродованное войной чудовище совершенно не приспособлено для мирной жизни. Совершенно непонятно, что делать с ним и что делать ему самому?

Кроме грубо заштопанного глаза в фильме нет никакого натурализма войны – никаких пыток, трупов и крови, но смотреть на поиски выхода участников из сложившейся ситуации почти физически невыносимо – из нее нет выхода, его не знают герои картины, не знают ее создатели, не знает, я уверена, ни один зритель. Потому что говорить «я бы на их месте…» может только тот, кто бывал не на их месте, а фильм Тодоровского как раз о том, что сегодня такой брат-сват-отец-муж-сосед Франкенштейн есть почти у каждого.

«Мой сводный брат Франкенштейн» – самая оригинальная картина истекшего года. Гильдия киноведов и кинокритиков приняла решение вручить своего «Слона» именно ему. Однако Главной кинотавровской награды ни Тодоровский, ни Спиваковский не получили. Спиваковский просто по молодости лет – тенденция в распределении актерских наград последнего времени сводится к поощрению не только новых, но еще и былых заслуг. Так что присуждение главного актерского приза Александру Абдулову за роль в фильме Сергея Соловьева «О любви» не кажется неожиданностью.

Что касается главного приза – «Золотой розы», то каков бы ни был состав жюри, финальное решение «Кинотавра» всегда было слишком предсказуемо. Этот фестиваль обычно награждает большие картины больших мастеров, которые понравились большинству аудитории (исключение составляет разве что присуждение главной награды «Брату» Алексея Балабанова в 1997-м и «Войне» в 2002-м). «Франкенштейн», видимо, оказался слишком провокационным. С умышленными балабановскими цитатами, но совсем противоположной Балабанову интонацией – никакой героики, только отчаяние от безвыходности фильм явно не вписался в конъюнктуру. За то же самое, как признался «Новым Известиям» продюсер картины Ярмольник, фильм не слишком охотно берут и иностранные прокатчики, которые предпочитают кино оптимистичное, духоподъемное.

«Золотая роза» досталась «Водителю для Веры» Павла Чухрая. Это большое костюмированное ностальгическое кино, где есть любовный треугольник, политическая интрига, детективная канва, подброшенные дети, белые корабли и черные машины, а также красивые артисты и качественная режиссура. Полный букет привлекательных для зрителя компонентов.

62-й год, Севастополь, генеральская дача, дочь генерала – Вера-хромоножка. Отец привозит ей из Кремля личного водителя – красавца Игоря Петренко, детдомовского мальчика (по всем признакам очень позитивного). Он входит в генеральскую семью, заводит интрижку с горничной и всячески старается быть полезным Вере, сам не понимая при этом, что его к ней влечет – не то циничные карьерные соображения, не то душевное родство с такой же одинокой душой, не то все-таки любовь. Все вроде бы очень качественно и интересно: ползала на премьере плакало.

И все же в картине явно то ли недописан, то ли недоигран психологический пласт – для глубокой психологической драмы метания героя между двумя женщинами, между чувствами и расчетом слишком поверхностны, для жанрового зрительского кино – слишком недосказаны, поскольку мотивы поведения героев недостаточно убедительны. Впрочем, на эти придирки, зритель, скорее всего, не обратит внимания – картина в ближайшее вермя выходит в прокат на 100 копиях и, по масштабам отечественного кино, будет иметь успех, если продюсеры придумают грамотную рекламную кампанию и сумеют привлечь в кинотеатры аудиторию младше сорока, в теории не проявляющую интерес к фильмам, снятым по советским канонам.

Приз за Лучшую женскую роль достался актрисе театра Фоменко Полине Агуреевой, сыгравшей главную роль в картине «Долгое прощание» Сергея Урсуляка. Это – пронзительная изящная экранизация одноименной повести Юрия Трифонова о чувствах, которые необходимо беречь, о том, что какой бы сложной, бедной и голодной ни были годы молодости, в старости, даже самой обеспеченной, они покажутся лучшим временем жизни, и о том, что человеку для жизни необходимо столько же счастья, сколько и несчастья. 50-е годы. Московский театр. Молодая актриса разрывается между любимым мужем – талантливым, но не слишком удачливым драматургом, и штатным писателем театра, которого она не то боится, не то любит, не то жалеет, не то испытывает патологическую тягу к слабым мужчинам. В отличие от Игоря Петренко в «Водителе для Веры» передает это сердечное терзание очень скупыми, но очень убедительными средствами.

У Урсуляка, как и у Тодоровского, никакой политики, никакой сталинщины, лишь намеки на ситуацию вокруг и отношения двух людей в центре. Если сценарист «Франкенштейна» поначалу хотел назвать свой фильм балабановским именем «Война», то Урсуляк вполне мог бы написать в первом титре – «О любви». Причем не о красном сердечке из фильма Сергея Соловьева, а о пронзительной, мучительной, горькой человеческой любви, которой суждено было распасться физически, но все же остаться в ощущении молодости через 20 лет. Знакомые с повестью Трифонова осуждают Урсуляка за искажение смысла автора, многие, наоборот, хвалят за тонкое прочтение первоисточника. Однако ни то, ни другое – не критерий, поскольку у литературы сколько читателей, столько и прочтений. Мне кажется, что «Долгое прощание» – картина не просто замечательная, но и говорящая не столько новым, сколько хорошо забытым старым и оттого очень неожиданным сегодня киноязыком. Урсуляк настолько не боится быть не модным, что добивается обратного эффекта. Картина виртуозно стилизована под черно-белое кино 50-х, периодически прерывающееся чувственными (в прямом и символическом смысле) цветными вставками и фрагментами из 70-х годов, снятых как будто на быстро выцветающую пленку «Свема». Этот фильм в отличие от «Водителя» и «Франкенштейна» вряд ли будет иметь коммерческий успех, возможно, «Кинотавр» ее недооценил. Однако Полина Агуреева безусловно «Лучшая актриса» нынешнего конкурса.

В целом конкурсная программа «Кинотавра» оставляет удручающее впечатление, поскольку из нее следует, что прошедший год (с прошлого «Кинотавра») для отечественного кино был крайне неудачным. Впечатление это, безусловно, ошибочно, поскольку, как мы уже писали, у юбилейного «Кинотавра» очень много «потерь» – на ММКФ ушли «Папа!» Владимира Машкова, «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, а «Богиня» Ренаты Литвиновой будет отдана в Выборг, а «Настройщик» Киры Муратовой, видимо, в Венецию, но не в конкурс – по словам «очевидцев», Муратова больше не хочет ни с кем соревноваться. Учитывая все эти названия, год можно называть урожайным. На финальном заседании гильдии киноведов и кинокритиков председатель профессиональной гильдии Виктор Матизен предложил коллегам сплотиться и включиться в борьбу за регулирование отношений между ММКФ и «Кинотавром», поскольку в результате бессмысленного перетягивания фильмов друг у друга теряют оба. «Кинотавр», как крупнейший национальный кинофестиваль, должен получать все российские картины, чтобы снова стать зеркалом российского кинематографа, которым он и был по крайней мере тринадцать лет из пятнадцати.



ЛАУРЕАТЫ ФЕСТИВАЛЯ «КИНОТАВР-2004»

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ «ЗОЛОТАЯ РОЗА» – фильм «Водитель для Веры» Павла Чухрая. Павел Чухрай также получил специальный приз жюри за лучшую режиссуру.

ГРАН-ПРИ ФЕСТИВАЛЯ – фильм «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского.

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ – Александр Абдулов (фильм «О любви» Сергея Соловьева).

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ – Полина Агуреева (фильм «Долгое прощание» Сергея Урсуляка).

ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ – «Шиза» Гульшад Омаровой.