Posted 16 мая 2011,, 20:00

Published 16 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 02:10

Updated 8 марта, 02:10

Эта музыка будет вечной

Эта музыка будет вечной

16 мая 2011, 20:00
Песни из кинофильмов Эльдара Рязанова такие же узнаваемые, как и картины легендарного режиссера. В киноклубе «Эльдар» Владимир Зельдин, Сергей Безруков, Дмитрий Певцов, трио «Меридиан», Татьяна и Сергей Никитины, Лариса Голубкина, Светлана Крючкова и другие исполнили песни, которые все знают наизусть, из «Иронии судьбы

Разумеется, творческий вечер Эльдара Рязанова не мог обойтись без его любимой актрисы Людмилы Гурченко. Именно она открыла концерт – с экрана прозвучала песня «Нет, мой милый, никуда я не уеду», которую Людмила Марковна исполнила с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под руководством Сергея Скрипки на сцене киноклуба «Эльдар» шесть лет назад. «Думаю, Люся была бы довольна», – сказал Эльдар Александрович, отметив, что Гурченко планировала принять участие в этом концерте, несмотря на то, что была нездорова. Но потом ее не стало…

Рязанов рассказал, что когда он «был молодым режиссером», директор «Мосфильма» Иван Пырьев его учил, что «профессия режиссера состоит в том, чтобы окружить себя талантливыми людьми и заставить их работать на себя». «Думаю, в случае с подбором композиторов мне это удалось», – заметил Рязанов. Действительно, в процессе своей кинематографической работы Эльдар Александрович практически всегда сотрудничал с одними и теми же композиторами – Андреем Петровым, Анатолием Лепиным, Микаэлом Таривердиевым ...

С оркестром кинематографии режиссер работает больше полувека. «Если подумать, сколько кинолент было озвучено этим оркестром, то это вся вторая половина двадцатого века, – сказал Рязанов. – А это очень много – мы тогда делали по 100–150 фильмов в год».

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Оркестр под руководством Скрипки («Ну и угораздило же музыканта родиться с такой фамилией», – пошутил Рязанов) исполнил «один из лучших вальсов двадцатого века», по словам режиссера, вальс из кинофильма «Берегись автомобиля». С этой картины началось сотрудничество Рязанова с композитором Андреем Петровым, с которым они впоследствии создали вместе 15 картин. «Андрей всегда был полноценным соавтором режиссера, – отметил Эльдар Александрович. – Когда мы начинали работать над новым фильмом, он восхищал меня своим мелодическим талантом и разнообразием этого таланта. Каждый раз его музыка обогащала ленту, усиливала переживания героев, раскрывала их внутренний мир».

Как рассказал Рязанов, «музыка и песни к каждой киноленте заказывались специально». Режиссер вместе с приглашенным поэтом обсуждали, в каком месте фильма будет та или иная песня, а также – содержание этих композиций. После этого стихи вручались композитору, который сочинял музыку, делал оркестровки и искал исполнителя. «В «Иронии судьбы» я поломал этот порядок, – продолжил Рязанов. – Я знал наизусть множество стихов русских поэтов. Я был просто набит стихами. И хотел, чтобы в этой картине о любви (очень личной, исповедальной) были исполнены стихи моих любимых поэтов, в частности, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, Ахмадулиной, Евтушенко и других. Я отобрал стихи и вручил их Таривердиеву. К счастью, наши поэтические вкусы совпали. И он написал восемь поразительных шлягеров к «Иронии».

В частности, слова знаменитой песни «Я спросил у ясеня» принадлежат Владимиру Киршону. Как рассказал Рязанов, в «Иронии» имя драматурга было легализировано впервые после 50-летней паузы, «поскольку он был посажен и расстрелян. И его имя никогда не упоминалось в истории нашей поэзии и литературы, как будто его никогда не было». Еще одна композиция «Если у вас нету тети», как отметил Рязанов, – единственная песня, текст которой не был найден в поэтических сборниках. «Это была какая-то бродячая песенка – полублатной полумотив. Но стихи мне понравились, и я понял, что их надо вставить в картину», – сказал режиссер. Обе композиции исполнил на вечере актер Сергей Безруков и добавил, обращаясь к Эльдару Александровичу: «Я знаю, как вы относитесь к спорной картине «Ирония судьбы-2». Зная ваше отношение, мне тем более страшно стоять на этой сцене». «Но ты единственный, кто там очень хорошо играл», – парировал режиссер.

Владимир Зельдин на последних аккордах песни старого клоуна, которого он сыграл во второй части «Карнавальной ночи», вдруг схватился за сердце и неровным шагом побрел вдоль сцены. По залу прокатился взволнованный ропот: «Актеру плохо!» Как оказалось, Зельдин был всего лишь «в образе». «В какой-то степени мы все лицедеи, своеобразные клоуны, – когда играем спектакли или снимаемся в кино», – как бы успокаивая встревоженную публику, сказал актер.

"