Posted 16 мая 2011,, 20:00

Published 16 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:24

Updated 8 марта, 06:24

Бабий дом

Бабий дом

16 мая 2011, 20:00
Одной из последних ролей замечательной эфросовской артистки Антонины Дмитриевой стал моноспектакль по рассказу Павла Нилина «Впервые замужем». На Малой сцене Театра на Малой Бронной актриса приглашала на домашнее чаепитие всех зрителей, угощала их пирогами и конфетами и рассказывала свою жизнь. Женская доля типовой

Бабенко говорит быстро, перекатывая гласные, как камушки по воде, говорок деревенский, уютный, домашний, которому идет и распространяющийся по залу запах жареного лука, и жаркий пар над плитой. Когда-то похоже говорила и неуклюже скакала по сцене «Современника» провинциальная девочка Оля в исполнении Марины Нееловой в легендарном спектакле «Спешите делать добро». Все возвращается.

Повесть Елены Чижовой «Время женщин» получила «Русского Букера» и давно просится на сцену или на экран. Книга написана от первого лица, хотя первых лиц здесь двое – мать Антонина и дочь ее Сюзанна-Софья, которая продолжит рассказ матери из сегодняшнего дня. Обеих героинь играет Алена Бабенко, за несколько лет жизни в «Современнике» выросшая в большую актрису, актрису разноплановую, разножанровую и очень честную. Честность в актерской профессии выражается в абсолютной самоотдаче, в максимальном погружении в образ, во время, в само течение сюжета. Бабенко в своих последних театральных работах удивляет именно своей немодной нынче честностью.

Ее партнерши по спектаклю – великолепные артистки, что называется с традициями, и не простые женщины. В ролях трех старух, соседок по коммуналке, принявших и вырастивших дочку непутевой Антонины, – Светлана Коркошко, Людмила Крылова и Таисия Михолап. Старухи это не простые, а питерские, пережившие не одну войну, пережившие блокаду, сохранившие в себе звуки и запахи давно ушедшей, сброшенной в небытие эпохи. У каждой своя судьба, своя история потерь, свой путь к одиночеству. Стосковавшиеся по большим ролям актрисы работают не спеша, с оттяжечкой. Словно стремясь максимально продлить свое присутствие на сцене, свое общение с залом, который, конечно же, помнит эти лица и эти голоса: грудной, низкий – Коркошко и нежный, лиричный – Крыловой. «Современник» – женский театр, и женщины в нем – уникальные. Это про них у Окуджавы – «Вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей!». Режиссер Егор Перегудов придумал спектакль нежный, поэтичный, несмотря на жесткость и трагичность происходящих в нем событий, на количество смертей, случившихся до начала повествования и во время него. Несмотря на удушливый коммунальный быт, на мрачные предчувствия, на ощутимый запах старости и смерти.

Женщины, мечтающие о счастье, создают его своими руками из всего, что подвернется под руку, – от гнилой картошки до придурковатого заводского плейбоя Николая (Сергей Гирин), от пластинки американской певицы Билли Холидей до галантного старика Соломона Захаровича (Рогволд Суховерко). Мир, любовно сотворенный женщинами в отдельно взятой питерской коммуналке, – идеален. Он весь светится любовью, заботой, чистотой, искренностью. В этом мире даже самые фантастические мечты обретают реальность, и даже страшные сказки, которые по очереди рассказывают своей немой внучке старухи, кажутся праздничной феерией. И прекрасный принц на белом коне или с алыми парусами обязательно появится и закружит тебя в объятиях и унесет в маковое поле. В реальности же – трусоватый и глуповатый Коля и профсоюзная халда Зоя Ивановна (неузнаваемая Инна Тимофеева), компенсирующая недостаток собственной личной жизни активным вторжением в чужую.

В спектакле много горя и много слез. И много обжигающей тихой правды – той, что связывает нас пуповиной времени с теми, кто был до нас, и теми, кто после нас останется.

"