Posted 16 мая 2010,, 20:00

Published 16 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:52

Updated 8 марта, 06:52

Чудо из Чада

Чудо из Чада

16 мая 2010, 20:00
В ночь с субботы на воскресенье в Москве двери почти полусотен музеев и галерей были открыты далеко за полночь. И хотя количество желающих приобщиться к прекрасному вновь превышало возможности музейщиков, фестиваль вышел чуть более культурным, нежели в прошлом году. Теперь его организаторы думают, как в следующий раз о

Вот самый актуальный вопрос «Ночи музеев»: что заставляет людей стоять в двухчасовых очередях, чтобы посмотреть то, что в обычный день можно увидеть совершенно спокойно и без всякой давки? Вновь длинные хвосты с 21.00 выстроились у входа в Музей Востока, в Третьяковскую галерею, в Политехнический музей, во все залы с современным искусством. Дело в «свободном посещении»? Однако многие центры и музеи решили взимать плату, чтобы отставить случайных прохожих. Но и эта мера совсем не уменьшает ажиотажа. Значит, суть в чисто ночной романтике – в возможности изменить стандарты осмотра «ценностей», в желании культурно погулять с друзьями и знакомыми, чтобы делиться потом рассказами не о количестве выпитого, а о количестве увиденного.

Пока нет четкой статистики по ночным посетителям. Но уже сейчас понятно, что их было не меньше, чем в прошлом году – то есть около 500 тыс. И вновь переаншлаг – когда основными действующими лицами выступают не экспонаты, не экскурсоводы, а охранники, сдерживающие толпу.

Антон Горянов, отвечающий за «Ночь» в правительстве Москвы, еще до начала акции перед журналистами готовился отразить главные претензии к фестивалю. Он не согласился с тем, что фестиваль теряет участников. Некоторые небольшие галереи, памятуя горький опыт, действительно решили больше не работать ночью. Из крупных заведений ни Пушкинский музей (в который и так стоят огромные очереди на Пикассо), ни Кремль (режимный объект) в «Ночи» не задействованы. Но в то же время прибавились новые игроки – например, музей МГУ и еще ряд небольших учреждений (музей льда, музей старинных машин).

Проблему наплыва посетителей пытаются решить через «распределение потоков». В этом году были пущены бесплатные автобусы по Садовому кольцу, между усадьбами и между музеями боевой славы. Зрителям предлагали обратить внимание на малоизвестные музеи у себя в округе, а для тех, кто хочет просто культурно погулять, действовали главные площадки: «Провиантские магазины» (Музей Москвы), усадьба «Царицыно» с огромной джазовой программой или «Бородинская панорама».

Но главное новшество состояло в том, что сами музейщики решили сделать ударения не на экспозициях в залах, а на программах в коридорах или на открытых площадках. Так, Третьяковка на Крымском валу вообще закрыла хитовую выставку Дейнеки, зато устроила у себя в фойе «Санаторий артопедии». Она «лечила» зрителей с помощью ансамбля, игравшего на инструментах, которые используются еще и как орудия пыток (один из них – электродрель), показывала фобии современных художников (целый лабиринт из картин группы «ПВХ») и предлагала массу интерактивных инсталляций-аттракционов (был даже сеанс рисования на стекле). В других местах делали блошиные рынки, импровизированные поэтические и музыкальные площадки – в музее Art4.ru представляли винтажные виниловые пластинки, в Музее Маяковского – крутили немое кино, в Коломенском – потчевали фольклорными мастер-классами. На выставке Юрия Норштейна картинки из знаменитого мультика «Сказка сказок» сопровождала игра самодеятельных гармонистов.

При таком раскладе несколько размывается сам смысл затеи. Ведь «Ночь музеев» затевалась на Западе (а потом и у нас), для того, чтобы привлечь к музейному искусству новую аудиторию (конечно, молодежь). А тут получается, что классика испуганно закрывается, а на зрительскую амбразуру вновь бросаются современные художники с набором биеннальных развлечений, те, кому давно не привыкать работать в ночи.

"