Posted 16 мая 2005,, 20:00

Published 16 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Калмыцкие страсти

Калмыцкие страсти

16 мая 2005, 20:00
Профессиональные театры Калмыкии сегодня переживают период кризиса. Два муниципальных театра недавно были закрыты из-за нехватки бюджетных средств. Артисты оставшихся на плаву федеральных коллективов опасаются, что новые реформы поставят жирный крест на национальном театре, потому что культурная жизнь провинции в корне

В Элисте сегодня действуют три государственных театра федерального подчинения: Калмыцкий Государственный драматический театр, Русский театр драмы и комедии, а также Театр Юного зрителя. Из муниципальных в этом году остался только театр миниатюр «Зара». Два других – молодежный театр эстрады и балет «Элиста» – оказались для городских властей обременительными. Не дожидаясь пресловутых реформ, несколько месяцев назад власти города приняли решение их закрыть. Сегодня эти коллективы распущены.

Финансовое состояние оставшихся театров примерно одинаковое. Какие-то крохи приходят из федерального центра, что-то подкидывает республика. В целом же бедность беспросветная. Если, к примеру, столичный «Сатирикон» в состоянии 87% своего бюджета обеспечить за счет продажи билетов ценою до 2000 рублей, то в провинции о подобном нельзя и мечтать. Поднять стоимость билетов в Калмыкии выше 50 рублей – значит потерять зрителей. При немалой безработице и нижайшем уровне жизни здесь к театру относятся как к последнему островку культуры – на любом спектакле залы заполнены.

Разумеется, премьеры калмыцкие театры дают не часто – 3–5 раз в год. Хотя обходятся калмыцкие премьеры тысяч в 300 рублей (премьера того же МХТ в среднем стоит раз в 30 больше), спонсоров для них найти сложно. Как ни странно, нефтегиганты не жалуют драму своей поддержкой, поэтому в Элисте постановки спонсирует малый бизнес – продовольственные магазины, пекарни и кафе.

В этой ситуации рассчитывать на свои силы театрам не приходится. Как рассказал «Новым Известиям» главный режиссер Калмыцкого драматического театра Баатр Колаев (недавний выпускник мастерской Марка Захарова), поводов для волнений в провинциальных коллективах сегодня предостаточно. «Если уж московские театры заметались с их сытой и безмятежной жизнью, то нам будет, наверное, еще хуже», – говорит Колаев. Даже если театр обяжут только платить коммунальные платежи, считает главреж, это не даст коллективу не то что работать и развиваться, но и просто существовать. Провинциалов смущает и то, что в некоторые положения предстоящей реформы, по их мнению, закралась прямо-таки антирыночная установка времен союзного Госплана: сумму финансирования учреждения уменьшать ровно на столько, сколько театр зарабатывает сам. В этой ситуации получается: чем лучше ты будешь работать, тем меньше денег получишь от государства, и наоборот.

Со своим нищенским существованием местные актеры как-то уже смирились. Смирились с окладами народных артистов в 1,5 – 3 тыс. рублей. Но теперь и это может показаться счастливым периодом творчества в сравнении с тем, что ожидает впереди. Министр культуры Калмыкии Аркадий Манджиев пытается убедить театралов, что все не так уж плохо, но в это мало кому верится. Ведь в Элисте ни для кого не секрет, что возможности муниципального бюджета не безграничны, да и недавнее закрытие двух театров говорит о многом.

Но что касается ситуации творческой, то здесь не все плохо. Не так давно Калмыцкий Республиканский театр юного зрителя под руководством Бориса Манджиева представлял премьеру своего мюзикла «Стая» на национальном фестивале «Золотая маска». Нашумевший мюзикл стал настоящей творческой удачей ТЮЗа. Есть здесь и свои театральные герои. К примеру, ТЮЗовца Виталия Надбитова узнают на улицах, называют его «калмыцким Никулиным». Для артистов же Элисты он олицетворяет национальный театр – в его сценическом облике ярко вырисовываются краски печального клоуна и черты жизнеутверждающего, несмотря ни на что, маленького человека в бездне современных жестоких реалий.



КОММЕНТАРИИ

Александр КАЛЯГИН, Председатель СТД РФ, народный артист СССР:

– Я понимаю, что театр не может жить по одним законам, а вся страна по другим. Я также понимаю, что нужны реформы, но те реформы, которые не разрушат корневой системы театральных традиций России. Я не буду говорить о значении русского театра, о том, что это есть наше национальное богатство, – очень много слов стерлось и потеряло свой исконный смысл. Я не буду щеголять всеми этими словами, вроде «духовность», слишком они износились. Я просто одно скажу: разрушить очень просто, а строить потом придется десятилетиями. Если мы разрушим театр – что мы оставим людям? Мы их оставим наедине с телевизионным ящиком, и это беда. В нашей неблагополучной стране, в которой, по статистике, каждый пятый молодой человек – наркоман, нам надо действовать решительно. Мы не можем допустить разрушения театра, который у нас всегда был больше, чем просто место досуга. Говорят, что в России много театров. Для нашей огромной страны, поверьте, шестьсот театров – это совсем немного.

Виталий НАДБИТОВ, заслуженный артист Республики Калмыкия, артист ТЮЗа:

– Для меня важно во всей этой затее, чтобы все мы вышли живыми и здоровыми. Обидеть артиста легко, несмотря на свою внешнюю гордыню, он легко раним. В конце концов все должен определять художественный результат нашей деятельности. Если театр нужен своему городу, своему региону – этого скрыть нельзя. Как и нельзя скрыть никчемность его существования. Из этого и надо исходить. Творчество – штука беспощадная.

"