Posted 16 мая 2004,, 20:00

Published 16 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Буза на Круазетт

Буза на Круазетт

16 мая 2004, 20:00
С пятницы по воскресенье на главной каннской набережной Круазетт было очень шумно. Бастовали актеры, которым мало платят, к ним почему-то присоединились служащие сверхдорогого отеля, также недовольные условиями труда. Но все эти манифестации не смогли нарушить ритма Каннского кинофестиваля. На первом плане осталось бол

В Канне наконец-то появились представители актерских профсоюзов, протестующие против финансовых притеснений (этого бунта, как мы писали раньше, в Канне как раз очень опасались). Бунтарей поддержали известные режиссеры-классики Жан Люк Годар и Кен Лоуч: первый – вечный мальчик-революционер в кинематографе, второй – самый известный в кино певец рабочего класса. Вдохновленные актеры провели несколько демонстраций с участием примерно тысячи сочувствующих. На главной набережной города-курорта они выкрикивали через динамики угрозы в адрес правительства. До кирпичей дело не дошло: на подходе ко Дворцу фестивалей манифестацию блокировали заградотряды из полицейских фургонов. Так что манифестанты, мирно поругиваясь, вынуждены были разойтись. Получается, французские полицейские зря носили в жару пуленепробиваемые щитки из твердого пластика. Другой митинг в течение двух дней проходил у отеля «Карлтон» на Круазетт. Бузили служащие этого самого дорогого отеля. Смысл их претензий остался загадкой для большинства гостей фестиваля. В том числе, полагаю, и для суперзвезды Бреда Питта (звезды премьерного каннского фильма «Троя») и его жены, суперзвезды Дженнифер Анистон, которым предоставили в «Карлтоне» самые роскошные апартаменты, носящие имя Ива Монтана.

Канн – слишком серьезное деловое мероприятие, чтобы его ритм могли нарушить какие-то манифестации. Здесь к ним относятся как к дополнительному развлечению – и только. В каннской бухте как никогда много гостевых яхт и океанских лайнеров – за ними и моря не видно. Большее внимание здесь по-прежнему уделяют творцам. К примеру, можно наблюдать, как по набережной несется толпа, в центре которой, под прикрытием теле- и фотокамер, скандальный документалист Майкл Мур (обладатель «Оскара» за антиамериканский «Боулинг для Коломбины»). На этот конкурс он привез еще одну антибушевскую кинобомбу под названием «Фаренгейт 9/11» (фильм покажут в ближайшие дни). С тротуара кричат: «Мур – гений!» – он доволен, и хотя он тоже вроде бы революционер, на актерскую манифестацию ему явно наплевать.

В субботу среди демонстрантов, кричавших, что, мол, позорно проводить фестиваль в тот момент, когда французским актерам урезали доходы, было много таких, кто нацепил искусственные уши монстра-добряка Шрека. В этот вечер в фестивальном Дворце давали «Шрека-2», который включен в конкурсную программу, и на презентацию прибыли все озвучивавшие мультфильм звезды: «Остин Пауэрс»-Майк Майерс, Эдди Мерфи, Кэмерон Диас (они работали и на первую часть). Теперь к ним добавились Антонио Бандерас (он появился на каннской лестнице с женой Мелани Гриффит) и Руперт Эверетт. Поглазеть на них собралось столько народу, что через центр Канна было почти невозможно пробиться. Накануне тут презентовали еще один, пока незавершенный полнометражный мультфильм Shark Tale, который в России почему-то окрестили «Подводной братвой». Для раскрутки этого фильма прибыли такие суперзвезды, как Уилл Смит и Анджелина Джоли. Кроме них фильм озвучивали Рене Зеллвегер, Роберт Де Ниро и даже Мартин Скорсезе. После презентации автор этих строк сделал два вывода: 1) в мультфильмах занято сейчас куда больше голливудских знаменитостей, чем в обычном кино, 2) сами голливудские звезды, похоже, превращаются в мультяшных персонажей, тем более что и упомянутые «обычные фильмы», где эти суперзвезды летают над землей и т.д., тоже делаются компьютерщиками.

Показанную вне конкурса «Трою» (на этой неделе она появится и на российских экранах) тоже презентовали с размахом. Приехали все главные актеры: Бред Питт (Ахилл), Орландо Блум (Парис), Шон Бин (Одиссей) и др. Елена в фильме не ахти: блондинка с накрашенными глазами и страшной кинофамилией Крюгер. Курникова – и та бы лучше сошла. Ничего удивительного, что фильм режиссера Вольфганга Петерсена имеет мало общего с гомеровской «Илиадой». Размахом смоделированных на компьютере битв он напоминает «Властелина колец», только «Властелин» талантливее и изобретательнее. Дело даже не в том, что осада «Трои» ахейцами длится в фильме не десять лет (хорошо, если месяц). И не в том, что это фильм про великую любовь, причем Ахилла, причем не к другу Патроклу, убитому троянцем Гектором (как могут подумать наиболее образованные читатели), а к непонятной троянке, под которой, скорее всего, подразумевается Кассандра. Дело в том, что у Гомера действовали боги, полубоги (каковым являлся неуязвимый Ахилл с уязвимой пятой) и герои, которые равны богам. А в голливудском фильме это обычные люди с обычными невысокими страстями. Тот же Ахилл оттого непобедим, что натренирован, как ниндзя, – не более того. Это и есть то, что называется примитивизацией культуры.

Двукратный триумфатор Канна югослав Эмир Кустурица тоже сделал фильм про любовь. У нас он выйдет под названием «Жизнь чудесна», что рифмуется с «Жизнь прекрасна» итальянца Бениньи. Резон прокатчиков понятен: оба фильма про любовь на войне, и оба отчасти комедии. В целом «Жизнь чудесна» – классический фильм Кустурицы. С дикими загулами и драками персонажей, отражающими не злобу братьев-славян, а их удаль, опасную беспечность и особый балканский анархизм: сейчас гуляем, потом стреляем и воюем, потом напиваемся и миримся (самая эффектная драка – на футбольном стадионе, когда мочат друг друга отломанными футбольными штангами – жестоко, но вместе с тем абсурдно и смешно). С удалой, чуточку под цыганщину музыкой, которую прежде для Кустурицы писал знаменитый Брегович, а теперь он пишет для себя сам – ее исполняет в фильме его ансамбль No Smoking Orchestra. С фантастически работающими животными, которые у Кустурицы всегда играют не хуже актеров и так, что Куклачев обзавидуется (лучше всех получился на сей раз кот-разбойник, тянущий еду у людей прямо изо рта, получающий за это по морде газетой, тут же цепляющийся к собаке). С поэтическими эпизодами типа полета кровати с любовниками над красивой землей.

Смущает то, что сюжет предсказуем: дело происходит во время войны в Боснии, и, естественно, в центре оказывается любовь серба и мусульманки, которая (это, вероятно, концептуальный ход) выглядит вполне себе славянкой и чуточку похожа на актрису Людивин Санье. И еще: фильм по-голливудски просчитан. Где надо нажать на чувства, Кустурица нажимает. Где надо, дает зрителю юмористическую передышку.

Тем не менее у югославского мэтра есть все шансы в третий раз получить «Золотую пальмовую ветвь», и тогда он станет рекордсменом Канна, то есть абсолютным чемпионом мира, как Бразилия в футболе.

"