Posted 17 апреля 2016,, 12:33

Published 17 апреля 2016,, 12:33

Modified 8 марта, 03:13

Updated 8 марта, 03:13

Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной

Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной

17 апреля 2016, 12:33
Уже третью неделю телеканал ТНТ показывает долгожданный третий сезон своего самого популярного ситкома «Физрук» – поклонники сериала ждали его с ноября 2014 года. За это время многое изменилось в стране, и сценаристы, эксплуатирующие в сюжете сериала приметы нашего времени, не могли не отреагировать на эти изменения. Н
Сюжет
Сериалы

Если в первой серии первого сезона Фома, бывший воротила и охранник криминального авторитета Мамая, рыдал над мультфильмом «Жил-был пес» и представлял себя этим самым псом, выкинутым хозяином, готовым на все, чтобы вернуться обратно, то в начале третьего сезона герой Нагиева, снова выкинутый на обочину жизни, вдохновляется мультфильмом «Волшебник Изумрудного города» и снова готов на все, чтобы вернуть былую мощь. Вроде бы Фому, братка из девяностых, жизнь научила, что правды нет и выше, но он все равно ставит себе цель добраться до «главного волшебника», который решит все проблемы, а в напарники берет буддиста. Сюжет становится более «мыльным», конфликты – не такими острыми, но в целом это все тот же обаятельный «Физрук», притянувший к телеэкранам миллионную аудиторию.

В первом сезоне, лишившись работы у Мамая (типичного бандита из девяностых, который к нулевым стал солидным бизнесменом), Фома решает доказать ему, что он все так же может быть полезен хозяину, как и в лихие времена, и устраивается физруком в школу, где учится Саша – ребенок Мамая. Сразу не сообразив, что Саша может и не быть мальчиком, на первом же занятии новый физрук дает самой пухленькой девочке кличку Наф-Наф (а другим ученикам – Одуван, Банан, Минус, Пупок и так далее) и попадает впросак: Наф-Наф и есть дочка Мамая, и теперь, чтобы найти к ней подход, нужны тройные усилия. Знакомится Фома и с учителями – завучем Элей, биологичкой Светой, химиком Левой, влюбляется в интеллигентнейшую русичку Танюху. Так в сериале сразу же появляется любовная линия, которая к третьему сезону развернется шикарной фразой про устройство любви:

– Ну и что вас связывает?

– Козероги мы. Все пока.

Кажется, уже нет необходимости останавливаться на том, что «Физрук» – это совсем не то, что скрыто под оберткой широко разрекламированного ситкома телеканала ТНТ. О том, что сериал «объединил Россию айфона с Россией шансона», написали уже все кому не лень, типажи и речь Фомы и его верного друга Психа разобрали историки и лингвисты, сериал хвалили даже киноманские журналы «Сеанс» и «Искусство кино». Образ живущего по понятиям добродушного физрука, созданный Нагиевым, конечно, из тех, что запомнится навсегда, – как запомнились советские герои вроде Шурика или Доцента. И обожают его за то, что он, качок в кожаной куртке, «простой, как картошка – а не ризотто в ананасово-луковой посыпке».

Сериал сталкивает лбами тех, кто ловит волну и живет настоящим, и тех, кто так и не может выбраться из уютного прошлого, где решать вопросы было так просто, не было Интернета, не было «кофе с собой» и прочих совсем не пацанских модных штук. И красной нитью через весь сериал проходит крик души Фомы: «Девяностые не вернешь, а настоящее меня не принимает!»

Когда странный мальчик Валентин, самый колоритный персонаж после Фомы и Психа, говорит, что дает советы Андрею Звягинцеву, «как выбраться из фестивального болота и начать снимать мейнстрим», сериал выруливает со скользкой дорожки обыкновенного отечественного ситкома. Кроме того, в новом сезоне «Физрука» шутки стали более предметными: Фома оглядывает отремонтированный стрип-клуб Психа, где со времен девяностых оставались те же кожаные диваны и в колонках – те же Ace of Base, и сетует на вездесущий «новиковский новодел» вместе с пропавшей атмосферой. Или шутит про сложности работы с «бешеным принтером», про РПЦ, без которой «нынче никуда» – кажется, что в двадцатиминутных сериях «Физрука» иронии в отношении нашей действительности больше, чем во всех новых комедиях.

Непонятно традиционалисту Фоме, как же так вышло, что бандитскую верхушку Москвы теперь возглавляет блондинка Лена, которая отмывает бешеные суммы денег через благотворительные фонды. На этом моменте понимаешь, что жестокий мир Фомы, который авторы сериала позиционируют как безвозвратное прошлое, все-таки не был настолько гадким.

В целом посыл сериала после завершения первого сезона, более лиричного, богатого на заигрывание с культурными кодами и самого яркого, пока что сводится к тому, что сильный герой, этакий комичный Данила Багров, привыкший жить по понятиям, помогать слабым, не бросать друзей, решать вопросы открыто и силой, не имеет шансов нормально жить в нашем новом хитро выдуманном мире, где бандиты сменили цвет пиджаков и подались в чиновники. Остается только надеяться на то, что физрук обязательно найдет план Б.

"