Posted 16 апреля 2014,, 20:00

Published 16 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:18

Updated 8 марта, 04:18

Скульптор Сережа Адамов

Скульптор Сережа Адамов

16 апреля 2014, 20:00
В начале апреля в Москве проходила выставка скульптора Сережи АДАМОВА. В интервью «НИ» скульптор рассказал о том, почему давно не выставлял свои работы в Москве и почему перебрался из Дании в Рязанскую область.

– Ваша выставка проходит после большого перерыва…

– У меня временами бывают такие периоды, когда я «ухожу из большого искусства». Знаете, как уходят из большого спорта. И у меня был такой период. Мне казалось, что вокруг все уже сделано. Вернул к жизни меня мой друг композитор Игорь Чернявский. Он сказал: «Ты смотришь назад: сколько всего сделано. А ты посмотри на десять тысяч лет вперед. И поймешь: мы только стоим на пороге периода, где ничего не сделано. Делай!» И меня эта мысль вдохновила.

– Какой материал вы используете?

– Я работаю с шамотом. Мне нравится, что от него какое-то тепло идет. Я с глиной работаю не так, как обычно. У меня свои технологии отработки.

– Вы жили в Казахстане, в России, потом в Голландии, а сейчас – снова в России, причем в Рязанской области. Почему выбрали не столицу, а глубинку?

– Я волею судеб оказался в маленьком городке Скопине в Рязан­ской области, потому что там – хорошая глина. И самое главное, что в маленьком городке нечего делать, кроме как работать. В Москве тебя все отвлекает. Тусоваться приезжаешь в Рязань или в Москву, а туда приезжаешь и, хочешь не хочешь, идешь в мастерскую на фабрику…

– У вас мастерская прямо на фабрике?

– Да, в Скопине – фабрика керамики, потому что там старинный керамический промысел. Там горшки делают и есть большие печи для обжига, где я могу обжигать свои работы. И там, помимо этого, есть народный промысел – традиционная скопинская керамика. У меня там друзья работают в старинных традициях. Народные художники России, лауреаты Госпремии – Таня Голо­ванова и Таня Лощинина, они делают всякие сосуды и фигурки. Вот они-то меня в Скопин и заманили.

– Это первая ваша выставка за последнее время?

– Я делал маленькие выставки в Рязани и в Скопине. А теперь – в Москве. Я назвал эту выставку «Соединение разностей», потому что здесь многие вещи из разных серий, из разных циклов. В принципе, обычно я так не делаю. Надо какую-то одну серию выставлять, но эта выставка дала мне возможность собрать очень разные работы. Мне было очень важно – посмотреть на них со стороны. Потому что, когда ты в мастерской смотришь на работу, ты ее как бы с одной стороны видишь. Когда приходят в мастерскую люди, которые тебя хорошо знают, ты по-другому смотришь на свои же скульптуры. А когда ты выставляешь в другом пространстве и незнакомые люди смотрят, это уже совершенно другой взгляд. И когда я отстраненным взглядом на выставке посмотрел, то теперь понимаю, куда мне двигаться дальше. Стало понятней, какие вещи мне близки и интересны, а какие я оставлю и не буду развивать. И еще этой выставкой я хочу познакомить русских посетителей с малой пластикой в скульптуре. Потому что в России что такое скульптура? Это значит – памятник вождю или каким-то героям. А помимо памятников есть еще малые формы. В России знают, что есть фарфор или керамика, – это совсем мелкая пластика, а вот такой средней величины фигуры, которые на Западе всегда присутствуют в интерьере, у нас практически нет.

– Почему многие ваши скульптуры словно обращены вверх?

– У меня была одна работа. Когда я начал ее делать, мне очень форма понравилась – такая округлая. Сидящий замкнутый человек. Я тогда только из Таиланда приехал, и у меня были некоторые задумки и идеи. Я начал делать и понял, что форма-то красивая получается, такая обтекаемая. Но мне она совершенно не нравится. Я долго думал, почему? А потом понял, что это человек, который замыкается внутрь, на себя. А это не моя энергетика. Моя энергетика – наоборот, уйти вверх, расправиться. И появилась серия, которая называется «Внемлющие небесам».

– Планируете ли вы уже следующую выставку?

– Осенью – в Бельгии, в Брюгге.

– В Бельгию поедут эти же работы?

– У меня такое отношение с работами: когда я их сделал и из мастерской куда-то переместил, они начинают жить своей жизнью. Это как дети, которые ушли от меня. Я их раздариваю, отдаю куда-то. Это уже мои работы чисто формально. Так что на следующей выставке практически ни одной работы не будет отсюда, а будет что-то новое.

Сережа АДАМОВ – скульптор, родился в 1956 году в Алма-Ате. Гуманитарное образование получил на журфаке МГУ. С 1990 года живет в Дании. Художественное образование получил у профессора Датской Королевской кадемии художеств Финна Бенсона. Долгое время занимался живописью и скульптурой. Потом путешествовал, участвовал в разных кино-, видео-, фотопроектах. Три года назад в рамках своего проекта «Метаморфозы постижения бытия» вернулся к скульптуре – сделал ряд работ в разных странах из материалов, присущих этим местам. Начать решил с России. Временно сменил Копенгаген на город Скопин в Рязанской губернии. Хорошая глина и условия для работы увлекли. Вернулся к активной работе скульптора. За три года провел ряд персональных выставок и участвовал в групповых выставках Союза художников России.

"