Posted 16 апреля 2014,, 20:00
Published 16 апреля 2014,, 20:00
Modified 8 марта, 04:18
Updated 8 марта, 04:18
Александр Митта мог бы стать автором первой российской художественной кинобиографии Марка Шагала, но... он не снимал биографию. Первоначально один из самых известных российских кинорежиссеров собирался делать нечто вроде притчи «Миракль о Шагале». И в самом деле, Витебск эпохи молодости художника – в начале ХХ века – был по-настоящему мистическим хасидским городком – эдаким «белорусским Цфатом». Однако потом название посчитали недостаточно коммерческим, и оно поменялось на менее замысловатое – «Комиссар Шагал и гражданин Малевич»... Ну а потом и вовсе сократилось до двух фамилий. Но каких! Появись такой фильм в пору «перестройки», очереди бы стояли длиннющие. Сейчас – иные времена, как говаривал один весьма известный телеведущий – современник и ровесник, кстати, Александра Митты. И фильм тотчас же попал в разряд едва ли не арт-хаусного кино. То есть для киногурманов.
Гурманства и впрямь тут хоть отбавляй. Витебск со всем его колоритом начала прошлого столетия (не увидеть где-нибудь на его улицах летающую корову или какого-нибудь бородача с пейсами – значит быть попросту незрячим), молодой Шагал (в исполнении харизматичного Леонида Бичевина, известного зрителю по «Грузу 200») – несколько более красивый, чем сто лет тому назад, и, наконец, вся эта витебская еврейская «тусовка»…
Малевич (Анатолий Белый), приглашенный Шагалом в основанную им школу живописи и преподающий свой супрематизм полуголодной витебской молодежи. Они, конечно же, бунтари. Но не по зову «Авроры», а по зову сердца. Муза живописи заставляет их ломать копья в муках творчества. Эти самые муки поссорят в конце концов – не на жизнь, а на смерть – Шагала и Малевича, как в ту же эпоху Пикассо и Модильяни. Последнему, кстати, тоже нашлось место в небиографической картине Митты.
Да и как снимать биографию того, кто диктату времени как раз так отчаянно и противостоял? Даже и самой своей жизнью, что длилась почти весь ХХ век... Поэтому его имя стоит в названии картины первым. Гуру мирового искусства, снискавший себе славу во всем мире и немалое финансовое благополучие, что позволяло жить, а не существовать. Причем на берегах Сены, в Париже, плафон «Гранд-опера» которого Шагал расписал все теми же коровами на лугу.
Малевич, работы которого лишь значительно позже оказались на третьем этаже петербургского Эрмитажа, долгое время именно существовал – гонимый и непризнанный. Впрочем, об этом периоде жизни художника в фильме ни слова. В картине Митты вообще нет горя, боли и «чернухи» – в том виде, в котором они то и дело преподносятся зрителю сегодня. Этот фильм даже визуально раскрашен очень ярко – в «шагаловской палитре».