Posted 16 марта 2015,, 21:00

Published 16 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:04

Updated 8 марта, 04:04

Театр в лицах

Театр в лицах

16 марта 2015, 21:00
В конкурсе драматургии «Действующие лица» приняли участие 516 русскоязычных авторов из Белоруссии, Украины, Израиля, Германии, Франции, Англии, Японии; 20 экспертов-читчиков, 11 молодых режиссеров. И у каждого было только 15 минут, чтобы убедить жюри: на сцене не просто театральный этюд, а начало большого спектакля.

Конкурс открывает новые имена в драматургии вот уже 13 лет. Он стал своего рода социальным лифтом для русскоязычных драматургов со всего мира. И это не только возможность быть оцененным именитым жюри – ведущими драматургами, режиссерами и театроведами, но и получить реальную путевку в жизнь, увидеть свое имя в афише профессионального столичного театра. Когда-то в финал конкурса вышла пьеса Павла Пряжко – ныне одного из главных действующих лиц современной драматургии. Недавней премьерой «Школы» стала пьеса финалистки конкурса Полины Бородиной «Здесь живет Нина».

Но в этом году организаторы «Действующих лиц» решили сократить путь пьесы на сцену, вывести к сценическому барьеру сразу лицом к лицу извечных соперников – драматурга и режиссера. После предварительного отсеивания графомании от профессиональной литературы усилиями сотрудников Российской государственной библиотеки искусства 28 пьес попали в руки молодых режиссеров. Лучшие студенты и недавние выпускники мастерских Сергея Женовача, Иосифа Райхельгауза, Сергея Голомазова, Александра Галибина и сами оказались перед нелегким выбором – разглядеть не язык текста, а его потенциальную сценичность, «зародыш» театра, способность пьесы даже за 15 минут «выстрелить». В итоге действующими лицами финального смотра стали 12 драматургов.

«Это для нас совершенно альтруистическая акция, – рассказывает арт-директор конкурса Екатерина Кретова, – билеты на это событие не продаются. Более того, мы вынуждены оплачивать участие драматургов, потому что не каждый из них может себе позволить приехать, скажем, из Бишкека в Москву. Конечно, помогает Департамент культуры. Но «Школа современной пьесы» этим живет, этим дышит. Это сердечный пульс театра и прямая обязанность – слышать голоса сегодняшнего дня и из потока выхватывать главное. Более того, долг любого современного театра – открывать сцену молодому поколению актеров и режиссеров, обеспечивать постоянную ротацию творческих сил».

Громко и бескомпромиссно зазвучали голоса сегодняшнего дня в пьесе «Эшелон №0» драматургов Виктора Красовского и Ирины Гарец. Эшелон этот везет в никуда убитых со всех войн. Пытаясь вспомнить свою войну, свою смерть, герой перебирает надгробные таблички с датами, где года смерти 1812, 1914, 1941… Останавливается на такой: 1995–2015. Режиссер эскиза Марина Назаренко – выпускница Киевского университета театра – точно знает, о чем говорит. Продолжил антивоенную тему и драматург Александр Тавровский. Гражданин Германии, он представил на конкурс пьесу «Подарок фюреру». «Знаешь, Лотти, что общего у нас и этих снеговиков? – спрашивает хрупкая девушка из еврейского гетто у своей подружки. – Мы, как и они, растаем к весне».

Чтобы усилить дух эксперимента, организаторы задействовали для игры разные локации. Зрители оказываются на сцене вместе с актерами, замыкая в кольцо действие пьесы «Фиолетовые облака» Анжелики Четверговой, которая, кстати, уже читалась на фестивале молодой драматургии «Любимовка-2014». Свет в зале включается, гаснет снова, и взгляды зрителей уже перемещаются на балкон – там, свесив ноги, сидят в костюмах Тома и Джерри герои пьесы «Смехотворцы» Юрия Урюпинского (режиссер Евгений Кочетков), предупреждающие о смертельной опасности быть частью социального стада. Непобедимая девушка-дирижер из поставленной сразу двумя режиссерами пьесы Марии Степановой, фрекен Хильдур Бок, в эфире скайпа раскрывающая тайны биографии всем известной няни Малыша и Карлсона (пьеса Олега Михайлова), до ужаса непосредственная героиня трогательной истории драматурга Владимира Лидского «Дурочка и зэк» (режиссер Виктория Печерникова)… Быть не такими, как все, пусть чудаками, но всей своей индивидуальностью не дать превратить себя в биомассу – об этом, кажется, кричат харизматичные герои современной драматургии.

Бегущие секунды на больших плазменных панелях по бокам зрительного зала отсчитывают предназначенные каждому этюду 15 минут. Какой из них вырастет на этой сцене до полного метра, сейчас сказать трудно – «Школа современной пьесы» пока осуществляет замыслы победителей прошлогодних «Действующих лиц». Но, оказывается, даже этих 15 минут достаточно, чтобы наполнить зал ощущением большого спектакля и рождающейся здесь и сейчас правды театра.

"