Posted 16 марта 2009,, 21:00

Published 16 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:40

Updated 8 марта, 07:40

Другое тело

Другое тело

16 марта 2009, 21:00
На сцене МХТ имени Чехова прошли гастроли французской балерины Сильви Гиллем. Прима привезла в Москву спектакль Push, сделанный с танцовщиком и хореографом Расселом Малифантом. Знаменитая виртуозка приехала в Россию в рамках проекта «Легендарные спектакли и имена XX века», придуманного фестивалем «Золотая маска», и про

Такого количества воодушевленных лиц после спектакля давно не приходилось видеть. Энтузиазм публики (среди которой была Ульяна Лопаткина, специально приехавшая из Петербурга) и сила оваций просто зашкаливали. И телекамер в зале было, как на президентском брифинге. Это неудивительно. Сильви Гиллем в Москве хлопали бы, даже если б она просто вышла на сцену и стояла. Уж больно долго мы ждали приезда мировой звезды, примы Парижской оперы и Королевского балета Великобритании, балерины с уникальным телом.

Гиллем в России уже танцевала, но Москва из ее графика как-то все время выпадала, одни только питерцы (и то давно) могли видеть ее. Российских балетоманов утешали лишь видеозаписи рыжей француженки. У нее полетный прыжок, огромный «шаг» (нога задирается в положение «шесть часов»), гимнастическая гибкость и великолепная координация, делавшая каждое выступление похожим на феерическое шоу. Гиллем начала карьеру с триумфа на родине, когда худрук балета Парижской оперы Рудольф Нуреев дал юной приме высшее во французской балетной иерархии звание «этуали» («звезды»), презрев традицию постепенного восхождения к чину. Потом были ссора с Нуреевым и отъезд из Франции. За Гиллем дрались лучшие сцены мира и главные хореографы планеты, а практичная француженка сама выбирала из массы предложений (свои дела она ведет сама, презрев профессию агента).

Большой театр неоднократно приглашал ее выступить, но получал отказ. Закончив танцевать классику, Сильви погрузилась в современный танец, где тоже достигла успеха. Теперь, в 43 года, по-прежнему пребывая в отличной профессиональной форме, она привезла проект Push – череду концертных номеров, связанных общим настроением и хореографией, сочиненной для балерины Расселом Малифантом. Он, кстати, тоже выступил. Этот незаурядный хореограф еще и превосходный танцовщик, работающий с понятиями «тяжелое» и «легкое» применительно к весу тела.

Гиллем сделала два коротких номера (Solo и Two) и один длинный, на полчаса (Push), появляясь то в летящем белом полупрозрачном одеянии, то в облегающем черном брючном костюме. Она вспарывала воздух бросками сильных ног с неимоверным подъемом стопы (такую надо лепить скульптору). Ее вращения на голых пятках завораживали не меньше, чем былые фуэте на пуантах. Руки пронзали пространство жестами, напоминающими одновременно об остроте подростковых граффити на стенах и космическом спокойствии Будды. В танце бурлила невообразимая и органичная смесь Кармен с Лебедем. При каждом рывке на предплечьях бугрились хорошо развитые мускулы.

В Push, диалоге с Малифантом, где показаны, кажется, все имеющиеся варианты дуэтных поддержек, Гиллем фантастической змеей перетекала с плеч на пояс партнера, выныривая из потоков света и погружаясь во тьму. Каллиграфическая невозмутимость манеры оказалась чревата глубинными прозрениями. Это было какое-то другое, почти нечеловеческое тело, похожее на праздник без конца и начала. Гиллем играла в гуттаперчевую девочку так непринужденно, как если бы пила кофе в парижском кафе. И оторвать от нее глаза было невозможно: казалось, упустишь что-то неимоверно важное.

"