Posted 16 февраля 2011,, 21:00

Published 16 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:36

Updated 8 марта, 06:36

Протоиерей Владимир Вигилянский

Протоиерей Владимир Вигилянский

16 февраля 2011, 21:00
Редакция «НИ» уже несколько месяцев ведет безуспешную акцию «Книгу – школе», пытаясь добиться поддержки издания антологии «Десять веков русской поэзии». Евгений Евтушенко потратил многие годы на то, чтобы собрать в этой уникальной антологии лучших поэтов России, многие из которых давно уже забыты. Но тираж издания мини

Русский мыслитель Георгий Федотов, находясь в эмиграции, писал очень хлесткие публицистические эссе о советской России, подчеркивая убийственную по отношению к культуре политику государства. Но именно Федотов тогда заметил, что, пока в школе будет изучаться русская классика, остается надежда на возрождение России в будущем. Похоже, что мы живем во времена, когда то, что не доделала советская власть, с бездумной легкостью исполняется сегодня. Опасение Пушкина относительно того, что толпа «в детской резвости колеблет твой треножник», оказалось недостаточно пророческим, поэту и в страшном сне не могло привидеться, что в будущем подобное станет государственной политикой.

В истории с изданием пятитомной антологии «Десять веков русской поэзии», собранной Евгением Евтушенко в течение последних 25 лет, как в капле воды отражено то, что сегодня происходит со всей нашей культурой и образованием. Скажите, зачем чиновникам Министерства образования и науки распространять антологию в школьных библиотеках, когда оно планомерно уже целое десятилетие изгоняет литературу из школы?

И все-таки у меня есть небольшая надежда на благоразумие, прагматичность и последовательность наших государственных умов. Культура – самосознание и самовыражение нации; совокупность духовных ценностей, определяющих основу национальной традиции. При этом культура предельно открыта для других национальных культур, она владеет механизмами обобщения и символизации – именно поэтому ей неведомы никакие идеологические, политические и иные преграды, всё лучшее взаимопроникает и обогащает все нации.

Культура народа – это его недевальвируемая валюта. Именно по ней судят о нации. Во времена «холодной войны» в западных странах ставились пьесы Чехова, издавался Толстой и Достоевский, звучала музыка Шостаковича, изучалась русская архитектура и иконопись. Это и есть лицо России.

Богатство русского языка – это богатство творческого потенциала народа. По выражению Иосифа Бродского, одна из функций поэта быть хранителем языка. Очень важно, что в принятой в 2000 году «Национальной концепции безопасности» нашей страны не раз говорится о культуре и русском языке: «Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении (…) культурного и научного потенциала страны», «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения…», «Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России…», «В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры».

В контексте всего сказанного культуртрегерская деятельность Евгения Александровича Евтушенко по созданию свода русской поэзии полностью отвечает национальным интересам России. На мой взгляд, печатание и широкое распространение антологии должны быть поддержаны президентом страны. Увидите – и фонд тут же организуется, и деньги найдутся.

В Евангелии есть притча о плевелах, которые посеял враг на засеянном пшеницей поле. Владелец поля запретил своим слугам до времени жатвы выдергивать плевелы, поскольку может пострадать пшеница: «во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13, 30). В нашей современной притче жнецы то ли по невежеству, то ли по какой другой причине в житницы собирают одни плевелы. Но в стране, которая находится в состоянии духовного голода, жизненно необходима пшеница.

"