Posted 16 февраля 2011,, 21:00

Published 16 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:36

Updated 8 марта, 06:36

Губернатор в футляре

Губернатор в футляре

16 февраля 2011, 21:00
Губернатор в футляре

Один из самых известных персонажей Чехова – учитель Беликов, человек в футляре, формалист и зануда, все время опасающийся «как бы чего не вышло», – ухитрился нагнать страх не только на всю свою гимназию, но и на весь провинциальный город: «Этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! (…) Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять – пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте...»

Рассказ Чехова написан больше века назад. Но «человек в футляре» вовсе не исчез из нашей жизни. Напротив, умножился и укрепился. Он теперь занимает высокие посты, вплоть до губернаторского. Но сущности своей – стремления «надеть футляр», наложить запрет на любое мало-мальски живое явление в жизни – отнюдь не утратил. Правда, возможностей приобрел куда больше. Современный Беликов – Евгений Савченко, губернатор Белгородской области, организовал у себя «полицию нравов». И издал специальный циркуляр «по обеспечению духовной безопасности». А дальше, естественно, начал искоренять все то, что этой «духовной безопасности» угрожает: начал с музыки в стиле heavy metal. Дальше – больше.

Учитель Беликов переживал, что женщины ездят на велосипедах (соблазнительно!). А губернатор же может не просто «переживать», он волен прямо запрещать все, что кажется ему неприличным. День святого Валентина – один из самых неформальных, любимых и радостных праздников зимы – ату его! И вот в Белгородской области День всех влюбленных отменен и спрятан в футляр чиновничьих указов.

Не обладавший никаким чином и властью, учитель Беликов сумел запугать свой город. Беликов, которому дана власть, опустошает, оглупляет, обесцвечивает жизнь целой области. Страх – вещь заразительная. И вот уже педагоги местного Белгородского государственного института культуры и искусств (БелГИКИ) запрещают постановки современных пьес на сцене студенческого театра. Под девизом «Нет порнухе и чернухе» запрещаются пьесы нобелевского лауреата, неоднократно с шумным успехом гастролировавшего в России – итальянского драматурга-сатирика Дарио Фо, «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Планета» Евгения Гришковца…

Одна из героинь Тэффи была так застенчива, что краснела даже от слова «омнибус», слыша в нем – «обнимусь»… В «Планете» Гришковца – одном из самых целомудренных и нежных текстов наших нулевых – расслышать «чернуху» или «порнографию» можно только с очень большого перепугу. Так же, как приписать «чернуху» Дарио Фо или найти ее в вырыпаевском «Кислороде»…

Но ведь как же не бояться бедным белгородским педагогам, дорожащим своим служебным местом, если над душой стоит «полиция нравов», вооруженная грозным циркуляром «по обеспечению духовной безопасности»… А вдруг ее, эту самую безопасность, подорвет грустный детский стишок «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка, со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок»… и неожиданное озарение лирического героя Гришковца: «Я понял, это он промок не от дождя – от слез!»…

Что такое «духовная безопасность» и с чем ее едят, толком никто не знает. Тем более никто не может определить: что же именно ей может угрожать. Поэтому современные беликовы, движимые логикой «как бы чего не вышло», на всякий случай стараются запретить все то, что радует людей и украшает жизнь: и театр, и музыку, и валентинки в День влюбленных… И в результате их деятельности процветает только казенная скука. Как сетовал один из героев «Человека в футляре»: «Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке». «Полиции нравов» во времена Чехова еще никто не завел, но дух ее великий писатель уловил точно.

Происходящее в Белгородской области планомерное «офутляривание» культурной жизни ужасно само по себе. Но к тому же эта ярко проявившаяся тенденция, как неожиданно высыпавшая аллергическая сыпь, свидетельствует о серьезном заболевании всего государственного организма, всего общества, где беликовы торжествуют и стоят у руля власти.

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"