Posted 16 февраля 2011,, 21:00

Published 16 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:36

Updated 8 марта, 06:36

Перекодировка холста и кисти

Перекодировка холста и кисти

16 февраля 2011, 21:00
В Москву привезли британскую выставку Decode, которая до этого гастролировала в Китае. На ней показывают достижения цифрового искусства – насколько интересно и изобретательно художники используют компьютерные технологии. Между тем зрелище получилось не слишком серьезным и актуальным. Экспозиция может поразить лишь тех

Известно, чем радикальнее меняется художественная техника, тем больше времени требуется для ее освоения. Не в том смысле, что художник должен научиться работать с новым материалом. Он, прежде всего, должен привести в порядок свои идеи и образы. Когда, например, в XV веке вместо темперы появились масляные краски, позволившие писать картины быстрее и с большей проработкой деталей, шедевры не заставили себя ждать. Ведь изменилась лишь основа, а кисти и доски остались прежними. Ян ван Эйк, первооткрыватель масла, создал «Гентский алтарь», гениальное творение раннего Возрождения. Правда, уже к реальному овладению фотографией и тем более кино (движущейся картинки) художники подошли лишь через полстолетия, к ХХ веку. До того, как помним, и то и другое были непритязательным народным аттракционом: вот в студии снимается семейство, а вот поезд прибывает на вокзал Сен-Лазар.

Примерно то же самое, если судить по выставке Decode, сегодня происходит с компьютерами. Есть средства, но нет идей. Большинство из представленных «картин» (а они показаны в особом разделе «Код») – это вариации всем знакомого скринсервера. Когда на экране множатся линии, спирали, символы и надписи. Это может быть совсем простенько (как у пионерки сетевого искусства Лии – те самые «Дуги»), либо с изысканными красотами (клипмейкер Аарон Коблин сделал трехмерную голову, которую зрители могли поворачивать на экране в разных ракурсах, в другом месте – на огромной проекции вырастали диковинные цветы и травы). К слову, именно цветы и травы лучше всего ложатся на компьютерный арт-язык. Особенно хорошо это получается у Дэниела Брайна: его растения, как сказано в аннотации, цветут, «повинуясь математическому алгоритму».

Видимо, особый ученический подход и заставил организаторов присовокупить к названию выставки подзаголовок: «Прикосновение к цифровому искусству». Его можно понимать двояко. С одной стороны, перед нами очень робкие подходы к тому, что в кино (особенно в «Аватаре») идет полным ходом – новые визуальные формы. С другой – самый ударный раздел выставки тот, где посетители вступают в контакт с произведениями. Подходят, например, к экрану, где раскачивается огромный одуванчик, и начинают реальным феном сдувать с него пушинки (проект студии Sennep). В соседней рекреации турок по рождению Мехмет Aктен предлагает свой вариант «Живописи телом»: перед интерактивным экраном зритель должен активно двигаться и размахивать руками – тогда на плоскости появляются красочные пятна и всплески.

Однако ничто не вызывает такой восторг посетителя, как его собственный портрет, «написанный» компьютерным кодом. В инсталляции Даниеля Розина «Снежное зеркало» любой желающий может встать перед проекцией падающих черно-белых пикселей, и из этого марева обязательно всплывет его (зрителя) фигура. Здесь уже цифровое творчество работает чисто на уровне медиа. Впрочем, и вся выставка куда как больше имеет отношение к дизайну (не случайно же в Лондоне она показывалась в декоративном Музее Виктории и Альберта), нежели к оригинальному искусству.

В одном из учебников по технологиям была высказана резонная мысль, что содержание новых медиа на первых порах – это старые медиа. Decode иллюстрирует это в полной мере: получив в руки компьютер и мышь, художники пытаются создать то, что не успели или не смогли изобразить на холсте. То ли они слишком рано за эту мышь схватились, то ли слишком поздно собрались писать картины.

"