Posted 16 февраля 2010,, 21:00

Published 16 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:14

Updated 8 марта, 07:14

Провал в прошлое

Провал в прошлое

16 февраля 2010, 21:00
В прокат вышел фильм «Мы из будущего-2». Во второй раз на Великую Отечественную войну забросили двух правильных русских парней и двух украинских русофобов. В результате наши вышли из огня невредимыми, а украинцы переплавились. Министерство культуры Украины учуяло в этом антинезалежный дух и не рекомендовало выпускать к

Съемки сопровождались слухами, что на этот раз по заказу свыше готовится антиукраинская кинобомба наподобие той антиамериканской, которую по неизвестно чьему почину соорудил Юрий Грымов в фильме «Чужие», и что некоторые участники первого проекта в замешательстве от грубой «заказухи». Несмотря на то, что продюсер фильма Людмила Кукоба не подвердила «Новым Известиям» факт заказухи, – среди создателей сиквела не оказалось ни постановщика первого фильма Андрея Малюкова, ни исполнителя одной из главных ролей Данилы Козловского, а приглашенный вместо Малюкова Олег Погодин покинул съемочную площадку, и фильм (редчайший случай!) остался без имени режиссера-постановщика в титрах.

Сама лента убеждает в одном: украинские чиновники сделали глупость, подняв шум вокруг ничтожного события. Они бы выиграли, выпустив на Украине «Мы из будущего-2» повышенным тиражом и с предваряющим титром: «Министерство культуры предупреждает: вы можете разбить лоб о спинку впереди стоящего кресла, увидев, как в России представляют наше настоящее и прошлое».

В самом деле, исходные обстоятельства действия еще более фантастичны, чем провал в прошлое. Фильм начинается с приезда молодых россиян на Украину для совместной реконструкции сражения под Бродами, в котором части Красной Армии разбили дивизию «Галичина», состоявшую из украинских добровольцев и сражавшуюся на стороне фашистов. Воссоздание истории происходит в накаленной политической ситуации, отраженной во враждебном приеме, который встречают россияне. Но те, кто предпринял провокационную попытку заново столкнуть русских и украинцев, остаются за кадром, чем и выдают себя – ведь всем известно, что за кадром стоят заказчики и создатели фильма.

С первых секунд ясно, что на экране – лобовое кино, которое покатится по одной из двух трафаретных дорожек. Если по первой, русские парни покажут себя героями, а украинцы – негодяями и трусами. Если по второй – украинские парни осознают свои антисоветские заблуждения и станут вместе с русскими братьями бить фашистов, галичан и бандеровцев. А поскольку Россия никогда не оставляла попыток вернуть заблудшую сестру Украину на путь истинный, то есть в послеимперское лоно, следовало заключить, что все двинется по колее №2.

Иносказания часто выдают нечто большее, чем кажется на первый взгляд. В данном случае за возвращением героев в 1944 год скрывается реанимация главного мифа советского военного кино, внушавшего подсознательную убежденность в благотворности войн как моментов истины, в которые люди раскрывают свою суть. А также желание вдохновителей фильма вернуть советские времена.

Нетрудно догадаться, как в соответствии с таким посылом представлена на экране война. Танки со ста метров промахиваются по грузовику, солдаты атакуют в рост, как при не знавшем пороха царе Горохе, герои фильма косят врагов, как наркоманы коноплю, а чудесные спасения от смертельной опасности следуют одно за другим. Одним словом, военно-развлекательное шоу.

Самое интересное, что при такой коррекции исторических событий в фильме упоминается великий рассказ Рея Брэдбери «И грянул гром», рисующий жуткие последствия мельчайших изменений в прошлом, когда из-за раздавленной во время охоты на динозавров бабочки меняется история Америки, и вместо либерала президентом США становится фашист. Между тем персонажи картины вмешиваются в прошлое куда более радикальным образом, но без видимых последствий в настоящем. Исходя из сказанного и руководствуясь указаниями доктора Фрейда, трудно не увидеть в этом умолчании нечто большее, чем привычное отсутствие ума в кинематографических шоу. А именно – все то же почти не замаскированное желание повернуть историю вспять.

"