Posted 16 января 2011,, 21:00

Published 16 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:29

Updated 8 марта, 06:29

Знаменательный год

Знаменательный год

16 января 2011, 21:00
Без преувеличения можно сказать, что цвет российской литературы собрался на старый новый год в овальном зале Библиотеки иностранной литературы, где состоялось традиционное вручение литературных премий и наград, учрежденных «Знаменем». Напомним, в прошлом году одну из премий (а именно, премию «Глобус» – за произведение,

Наступивший 2011 год для «Знамени» – особенный. Изданию исполняется 80 лет. Журнал некогда возникший, как плацдарм для новой советской литературы, в годы перестройки встал в ее авангарде благодаря писателю Григорию Бакланову, работавшему тогда главным редактором. Праздничная церемония в Библиотеке имени Рудомино – первая ласточка юбилейного года. «В планах у редакции много интересного, – сказала «Новым Известиям» заместитель главного редактора Наталья Иванова. – Главное – были бы средства и возможности. В частности, мы хотим провести десант наших авторов в Пермь, и об этом уже есть договоренность с пермским Министерством культуры. Кроме того, мы планируем провести конференцию, посвященную феномену российских толстых литературных журналов, и пригласить к участию все журналы, которые выходят на русском языке в России и за рубежом».

Впервые журнал учредил свои премии в 1993 году. Лауреатами в разное время становились Белла Ахмадулина и Виктор Пелевин, Мария Степанова и Петр Вайль, Новелла Матвеева и Сергей Гандлевский и многие другие российские писатели. Кроме того, пару лет назад редакцией был учрежден орден «Знамени» за постоянное и плодотворное сотрудничество с журналом. Первыми кавалерами которого стали Леонид Зорин и Владимир Маканин, а в этом году этих наград удостоились Анатолий Курчаткин и Михаил Шишкин, опубликовавший этим летом свой новый роман «Письмовник».

Получая премию, каждый лауреат по традиции произносит свою «нобелевскую» речь. Михаил Шишкин, который не смог присутствовать лично, свое послание передал из Цюриха: «Помню телефонный звонок, который раздался двадцать лет назад. «Здравствуйте, с вами говорят из редакции журнала «Знамя». Мы прочитали ваш рассказ «Урок калиграфии». Приходите и приносите все, что у вас есть». Такие звонки меняют жизнь. С тех пор все, что я писал, выходило в «Знамени». В жизни важно иметь дом, место, где тебя ждут и любят. Это счастье, когда у тебя есть дом. В литературе это также важно. И я счастлив, что мой дом – «Знамя».

Кто-то из лауреатов выступил в этот вечер с весьма серьезными речами, как, например, поэт Максим Амелин, а кто-то подготовился в шуточном ключе. Так, итальянский словист Стефано Гардзонио, начал с обращения к своей маме: «Мама, а ты все говорила: «Зачем тебе, сынок, русский язык!»

Лауреатами 2010 года стали: Ольга Славникова за роман «Легкая голова», Герман Садулаев за роман «Шалинский рейд», Максим Амелин за поэтические циклы «Простыми словами» и «Проникновенный свет», Лев Оборин за статью о Григории Бакланове. У нескольких премий есть спонсоры. Например, премию, назначенную Советом по внешней и оборонной политике, в этом году получил роман Тимура Кибирова «Лада или Радость. Хроника верной и счастливой любви», премию «Дебют в «Знамени», назначенную Фондом социально-экономический и интеллектуальных программ, получил Сергей Самсонов за повесть «Зараза», а премию «Глобус», учрежденную Всероссийской государственной библиотекой имени Рудомино, получил Стефано Гардзонио за статью «Страницы из потерянной тетради в клетку».

«Наша премия – это премия-разведчик, – считает Наталья Иванова. – Она разведывает интересные публикации и осуществляет экспертный отбор для последующих крупных годовых премий, таких как Буккер или «Большая книга».

Писатель, литературовед Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ:
– Журналы, основанные для вполне понятных литературно-идеологических целей, с трудом должны были вписываться в новое время. Хотя, казалось бы, главные редакторы обновленных толстых журналов были лидерами перестройки. Залыгин, Бакланов и другие. Но новое время с его большей жесткостью и прагматикой, с его рыночной скоростью ставило перед журналами роковой вопрос: чем вы будете завоевывать аудиторию в это самое новое время? Те, кто высокомерно отмахнулся от этого вопроса и не стал на него отвечать, сегодня на литературной обочине. Журнал «Знамя», ведомый Чуприниным, Ивановой и их коллегами, от этих вопросов отмахиваться не стал. Они поняли, что у журнала должно быть направление и у журнала должно быть чувство литературной моды. Это сложное сочетание. Глянец знает, что такое мода, но не знает, что такое литературное направление. Традиционный литературный журнал, наоборот, знает, что такое литературное направление, но не знает, что такое мода. «Знамя» соединило два этих фактора и, в общем, выиграло литературную игру. С точки зрения рациональной современному писателю печататься в журнале совершенно не обязательно. Это даже немножко мешает, потому что задерживает выход книжки, ведь книги сегодня стали выходить невероятно быстро. Так что у писателя должна быть какая-то другая мотивация. И она есть. Во первых, это престиж, во вторых – та аудитория, которая определяет, значимое это произведение или нет, формируется вокруг журнала. Журнал «Знамя» – это точка притяжения ключевой референтной литературной группы читателей. Если произведение прошло через «Знамя», значит, оно того стоит.

"