Posted 15 декабря 2010,, 21:00

Published 15 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:41

Updated 8 марта, 06:41

Народный артист России, художественный руководитель ансамбля «Зия» Топа Элимбаев

Народный артист России, художественный руководитель ансамбля «Зия» Топа Элимбаев

15 декабря 2010, 21:00
Сегодня во Дворце культуры «Академический» детский хореографический ансамбль «Зия» отметит свое десятилетие большим отчетным концертом: около трехсот ребят исполнят кавказские танцы и пляски, многие из которых известный деятель культуры Чечни Топа Элимбаев восстанавливал по крупицам. В концерте примут участие и многочи

– Топа Хамитович, в юбилей принято подводить итоги. Ансамблю «Зия» исполнилось десять лет, сегодня его знают уже не только в России, но и за рубежом. Вы довольны?

– С одной стороны, конечно, я рад, что сумел воплотить в жизнь то, о чем мечтал Зия Бажаев. Это известный предприниматель, имя которого после его трагической гибели было присвоено нашему ансамблю. Зия был уроженцем Кавказа, а потому очень переживал, что чеченская война принесла трагедию и боль в каждый дом. Он мечтал, что однажды в России появится танцевальный ансамбль, который будет сохранять чеченскую культуру. Но была у него еще одна мечта. Он ненавидел войну, чувствуя, как ее эхо разносится по Кавказу, и потому надеялся, что ансамбль объединит не только чеченцев, но и все народы Кавказа. Во многом эта задача удалась. Сегодня в ансамбле около трехсот человек. Чеченцев большинство, но кроме них есть и русские, и армяне, и молдаване, и ингуши, и болгары, и осетины, и дагестанцы, и евреи… Они не только познают азы танцевальной культуры, но и учатся общаться друг с другом. Столь же многонациональное население было в довоенном Грозном. Так что с этой стороны я результатом доволен. Но с другой – танцы народов Кавказа – это настолько сложное искусство, что всю жизнь можно стремиться к совершенству.

– Я знаю, что к созданию вашего ансамбля был причастен и Махмуд Эсамбаев…

– Махмуд Эсамбаев знал меня еще с советских времен, ведь три десятилетия я возглавлял в Чечне ансамбль «Вайнах», что переводится как «наш народ». В советское время ансамбль объездил полсвета. Тогда же я понял, что моя миссия – знакомить мир с традициями нардов Кавказа, причем знакомить не только через танец, но и через народную музыку, великолепные костюмы и тем самым подпитывать национальную культуру. Эсамбаев не раз подчеркивал, что ценит мое мастерство. И однажды на его дне рождения мы с Зией Бажаевым стали вдруг вспоминать «Вайнах». А потом Зия предложил: «Собери небольшой кружок и обучи детей танцам». Я лишь развел руками: сомневался, что найдутся желающие.

– Но ведь желающие нашлись?

– Не то слово. Желающих заниматься кавказскими танцами в Москве оказалось так много, что наш крохотный кружок довольно скоро превратился в большой коллектив – было совершенно очевидно, что танец помогает нашим землякам отвлечься от войны, ведь заводили дружбу между собой не только дети, но и их родители. Поэтому в какой-то мере к созданию ансамбля причастен и Махмуд. Но уже много лет после гибели Зии огромную помощь нам оказывают Муса и Мавлит Бажаевы. Благодаря им и существует ансамбль. Мало того, при активной поддержке Мусы «Зия» объездил уже полсвета. Вы даже не представляете, какими овациями отмечали наших ребят в Германии, Франции, Италии, Ираке, Венгрии!..

Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ

– А как получилось, что однажды вашему ансамблю аплодировали президенты сразу нескольких держав, включая Россию и США?

– Это было в Петербурге во время саммита «большой восьмерки». При поддержке президента Путина выступление «Зии» включили в концертную программу и после того, как ребята исполнили чеченский праздничный танец, раздались громовые овации. Первыми со своих мест поднялись президенты и аплодировали стоя. Они, конечно, аплодировали не только ребятам, но и народу, пережившему войну и сохранившему такую культуру. Это дорогого стоит. Благодаря ансамблю сегодня в самых разных уголках планеты звучит уже не эхо войны, а эхо чеченского искусства. Мы ведь стали единственным детским ансамблем, который в прошлом году принял участие в фестивале «Спасская башня», проходившем на Красной площади. Ансамбль часто выступает на лучших площадках Москвы и является частым гостем Кремлевского Дворца съездов.

– Вы все время произносите фразу «чеченская культура», а помимо танцев и духовного наследия, у нее есть сегодня характерные черты?

– Прежде всего – уважение к старшим. Приведу такой пример. Однажды я был приглашен по делам к Зие Бажаеву и застал в кабинете его коллегу по бизнесу, но, кроме того, был там и брат Зии – Муса Бажаев, который был самым младшим среди присутствующих. Так вот Муса за все время встречи ни разу не присел, подчеркивая тем самым, что соблюдает традицию уважения к старшим. Кроме этого, на протяжении всех десяти лет он ни разу не отказал в помощи и мгновенно, без волокиты, решал любые наши вопросы, что тоже признак особого воспитания. Еще один человек, которому не безразлична судьба нашего коллектива, Мавлит Бажаев – он тоже отличается своей деловитостью, конкретностью и высокой культурой.

– Хочу вернуться к вашему выступлению на Красной площади: после фестиваля критики писали, что вам при постановке танцевальных номеров удается передать национальный характер. Как создаются номера?

– Интересный вопрос. Например, сюжеты я беру из жизни, ведь в традиционных кавказских танцах ярко выражены ловкость, темперамент юношей и красота, грациозность девушек. Азарт мы видим в картинках из жизни армян – «Кинто»; задор – в дагестанском танце «Озорные девчата», строгость – в осетинском танце «Симд»; влюбчивость и мужество – в чеченском танце «Вечеринка в ауле». Но сюжет – это половина дела. Я учу ребят разбираться в национальной культуре. Важно знать, почему здесь нужен именно такой национальный костюм, а не другой и почему движения в чеченском танце отличаются от осетинского. А ответ прост: насколько разнообразны народы Кавказа, настолько же разнообразны и их характеры. Очень важно уловить характер… Поверьте, в одной и той же ситуации чеченец и, скажем, аджарец поведут себя совершенно по-разному. И это очень важно передать в танце, где нет слов, а только язык пластики и жестов.

– А как сложилась судьба вашего прежнего ансамбля «Вайнах»?

– Это отдельная история. В годы войны в Чечне было не до танцев: «Вайнах» оказался без крова. В руинах была и культурная жизнь республики. Но все же «Вайнах» удалось спасти благодаря Ахмату, а потом и Рамзану Кадыровым. Дело так было. В 2002 году (еще при Ахмате Кадырове) проводились дни чеченской культуры в Москве. Меня вызвали на сцену зала «Россия» вместе с Дикалу Музакаевым – моим учеником, который теперь руководит «Вайнахом». В ту пору ансамбль скитался по городам, переживал не самые радостные времена, и я сказал: «Несмотря на тяжелейшие условия, надо найти «Вайнаху» место и дать звание хотя бы его руководителю, который изо всех сил сохраняет коллектив». Это я сказал во всеуслышание, поскольку в зале сидели первые лица страны. А в кулуарах я подчеркнул: «Звание поможет сохранить «Вайнах» для чеченского народа. А уж президент с президентом всегда договорится». И точно: Ахмат Кадыров прислушался к моим словам, Музакаев стал народным артистом России, а вскоре уже Рамзан Кадыров создал для коллектива фантастические условия.

– Вы много лет занимаетесь национальной хореографией. А как складываются судьбы ваших учеников?

– Всех назвать, конечно, трудно, но я рад, что многие становятся моими последователями и тоже преподают танцы. Например, еще в «Вайнахе» я работал с Рамзаном Ахмадовым, который теперь возглавляет в Чечне детский ансамбль «Даймохк», стал заслуженным артистом России. Звания получили и Магомед Дидигов, Лидия Айдамирова, Мариям Дамильханова, Зарина Цакаева и Доку Мальцагов. А если говорить о «Зие», то здесь, конечно, я рад успехам Апти и Абди Магомаевых (они, кстати, играли в фильме Михалкова «12»). Апти уже взрослый и работает теперь педагогом в нашем ансамбле. Кстати, когда десять лет назад мы создали ансамбль, то встал вопрос, кто же будет руководить оркестром, ведь танцевать под фонограмму нет смысла. У нас был замечательный гармонист Рамзан Паскаев, но нужен был еще и человек, который мог бы писать аранжировки, собирать образцы кавказской музыки, изучать ее, воссоздавать танцы. И такой человек нашелся – Леонид Бебия. На протяжении десяти лет он пишет партитуры к оркестру, изучает музыкальную и песенную культуру чеченского народа и стал прекрасным музыкальным руководителем истинно чеченского оркестра. Его партитура и оркестровка отличаются особым вкусом и тонкостью. Все десять лет мы работаем вместе.

МЫ КРУЖИМСЯ В ТАНЦЕ

Сегодня детский хореографический ансамбль имени Зии Бажаева – ансамбль «Зия» – отмечает свой 10-летний юбилей. Я поздравляю с этой знаменательной датой всех, кто находился у истоков создания детского коллектива и помогал его творческому росту.
В ансамбле около 300 детей разных национальностей обрели свой творческий дом, познакомились с традициями и обычаями народов Северного Кавказа, покорили великолепным исполнением зажигательных кавказских танцев многие прославленные сценические площадки России и мира. Наши выпускники, став взрослыми, приходят в гости к своим любимым учителям, а некоторые возвращаются, чтобы работать в родном коллективе. Вместе с ребятами трудный путь к успеху прошли педагоги-единомышленники, которых объединяет не только большой опыт работы, но и любовь к детям и национальной культуре. Большое спасибо балетмейстеру В.О. Вашакидзе, педагогам-репетиторам Н.Н. Яналиной, лауреату Всероссийского конкурса артистов эстрады и Л.И. Марыхубе, педагогам-хореографам З.А. Цакаевой, заслуженной артистке Чеченской Республики Е.А. Завариной, педагогам И.Н. Ясакову и А. Магомаеву и всем остальным.
Поздравляю с нашим замечательным праздником великолепный оркестр национальных инструментов, возглавляемый Л.В. Бебия, заслуженным работником культуры Российской Федерации. Этот многонациональный коллектив сопровождает репетиции и выступления детей с первых дней работы «Зии». Высокопрофессиональные музыканты прекрасными мелодиями прививают ребятам любовь к национальной музыке.
Большой вклад в развитие хореографического ансамбля внесли заведующая костюмерным цехом Т.А. Халидова, костюмер С.А. Дрисс, администратор Н.А. Тарасова, менеджер по связям с общественностью А.С. Вохмяков.
Юбилей «Зии» – это торжественный день и для родителей, которые считают участие в делах ансамбля частью своей жизни. Родительские терпение, настойчивость, поддержка молодых талантов на репетициях и концертах, помощь через родительский комитет позволили ребятам преодолеть все трудности и стать мастерами национального танца. Спасибо вам!
Низкий поклон и благодарность нашим спонсорам за бескорыстную помощь в работе коллектива. Творческая жизнь юных танцоров была бы невозможной без поддержки Благотворительного фонда имени Зии Бажаева и «Группы Альянс».
В течение 10 лет деятельности ансамбля «Зия» постоянное содействие в решении сложных вопросов оказывает префектура ЮЗАО города Москвы и особенно Н.Н. Базарова, руководитель управления культуры ЮЗАО.
Много лет репетиционная база нашего коллектива находится в КЦ «Меридиан». Я благодарю А.В. Зеленецкую, директора Культурного центра, за многолетнее плодотворное сотрудничество, внимание к нашим юным артистам и помощь в организации репетиций и концертов.
Поздравляю с этим значимым праздником в истории творческого коллектива всех поклонников юных танцоров и будущих наших зрителей.
Генеральный директор детского хореографического ансамбля имени Зии Бажаева Лидия Элимбаева


КСТАТИ

Ансамбль «Вайнах», которым до трагических событий в Чечне руководил Топа Элимбаев (уже в ту пору – заслуженный деятель искусств), выступал не только на Кавказе, но и был интересен в самых разных уголках планеты – настолько ярко отразились в его репертуаре темы межнациональной дружбы. «Хотя начинали мы работу на пустом месте, – вспоминает поэт Муса Гешаев, бывший директор ансамбля «Вайнах». – Приходилось решать очень много проблем: не было помещения, инструментов, кавказскую гармошку делали только в Грузии, и заказ приходилось ждать целый год. Трудно было шить костюмы, поскольку Топа стремился сделать все с этнографической точностью. И это давало свои всходы: мы старались так одеть коллектив, чтобы ни у кого и сомнений не возникло – перед нами истинные кавказцы в тех самых национальных одеждах. Топа, как умелый хореограф, постоянно обновлял танцы, вводил в них новые элементы. Постепенно ансамбль становился известным и сильным. Ансамбль стал настолько известным, что билеты на концерт невозможно было достать. В «Вайнах» стремились попасть артисты из других известных тогда коллективов – «Кабардинка», «Лезгинка». Начались гастрольные поездки. «Вайнах» объездил всю страну от Казахстана до Дальнего Востока, потом стали поступать приглашения за рубеж. И мы выступили в 60 странах мира. Разрушительная война принесла беду в каждую семью, в бездомного скитальца превратился и ансамбль «Вайнах». В такое время, казалось, было не до песен и не до танцев. Но Топа Элимбаев пытался всеми силами сохранить коллектив, чтобы жуткая война не уничтожила главный очаг национальной культуры. Ходил по кабинетам, стучался в разные двери, но единственным, кто поддержал его в то страшное время, стал известный предприниматель Зия Бажаев, который активно вел вместе с МЧС России и «Новыми Известиями» акцию «Дети войны». Он вывозил детей на отдых и лечение, занимался реабилитацией, оказывал гуманитарную помощь. Но больше всего ему хотелось отогреть души своих маленьких земляков, отвлечь их от войны, вернуть им улыбку и радость общения. Так родилась идея создать в Москве центр культуры и творчества для юных выходцев из Чечни, которые вместе с родителями были вынуждены покинуть республику. «Я занимаюсь в ансамбле уже десять лет, – говорит «НИ» солист Альви Назыров. – Пришел сюда еще будучи маленьким мальчиком, но и сейчас, хотя я уже студент Мединститута, продолжаю танцевать. Ведь кавказская культура настолько интересна и богата, что ее невозможно изучить ни за пять, ни за десять лет. И это понимают наши зрители. Когда мы выступали на саммите «большой восьмерки» в Петербурге, нам рукоплескали главы крупнейших держав. А в этом году мы вновь выступали перед иностранцами, когда наш коллектив ездил на гастроли в Германию и Францию».

"