Posted 15 декабря 2004,, 21:00

Published 15 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Пышнотелые блондинки возвращаются

Пышнотелые блондинки возвращаются

15 декабря 2004, 21:00
Судя по небывалому ажиотажу в Европе и Америке, следующий год обещает стать годом фламандца Питера Пауэла Рубенса (1577–1640). Один из самых плодовитых и богатых художников за всю историю искусства побывал чуть ли не во всех европейских державах. Теперь эти страны воздают ему по заслугам: в Австрии, во Франции, в Англ

Так уж повелось на Руси, что над картинами Рубенса в наших музеях обыватели посмеиваются. Посмеиваются над его жирными вакханками и сатирами, над его мускулистыми святыми и над его неумеренным прославлением королей. На русский вкус Рубенс слишком уж плотский и самодовольный. К тому же он вообще не похож на клишированного богемного живописца. Он не был подвержен наркотическим и алкогольным пристрастиям, да и иные страсти свои смирял (по крайней мере не умер, «как Рафаэль», во время полового акта). Приличный семьянин с десятком радостных отпрысков (которых он по очереди запечатлел на картинах). Богач с огромным домом в центре Антверпена. В его мастерской трудились, как на фабрике, до пятидесяти человек. Он получал заказы почти от всех знатных фамилий Европы, знал около десятка языков и участвовал в дипломатических миссиях. Это вам не какой-нибудь Караваджо, итальянский современник Рубенса, – уголовник, маргинал и некрофил. Здесь все пышет здоровьем и счастьем (даже адские бездны).

Оценить Рубенса в России сложно еще и потому, что у нас не было той роскоши барочных церквей, что возникали в центре Европы в начале XVII века. В это время католицизм вступил в схватку с протестантской идеологией и собрал для этого все силы для демонстрации своего богатства и значения. Католический дух должен был проявиться в метаморфозах плоти. Так возникли витые колонны и взлетающие фигуры святых у римлянина Бернини, так появились многометровые полотна с античными и христианскими героями фламандца Рубенса.

«Парящая» кисть Рубенса, его умение написать обнаженное тело так, что особо стыдливые юнцы заливаются краской перед его ню, способность поднять любой сюжет до мифа (даже вход короля в город) сделали его идеалом всех живописцев последующих трех веков. Русским художникам этого эффекта никогда не достичь – слишком сильна традиция иконы с ее геометрией и ограничениями. Впрочем, усилиями Екатерины Великой и меценатов XIX века в наших собраниях – особенно в Эрмитаже – имеется десяток рубенсовских шедевров.

Главный наш шедевр – картина «Союз Земли и Воды» – находится сейчас в Вене. Именно австрийская столица и начала в эти дни всемирную Рубенсиниану-2005. Здесь сразу в трех главных музеях открылись выставки Рубенса. Весь город оклеен плакатами с его картинами. В Историко-художественном музее, где как раз и гастролирует эрмитажное полотно, в десяти залах развешаны самые главные картины, созданные для империи Габсбургов. В Музее Лихтенштейна, открывшемся только в марте этого года (богатейшая семья Лихтенштейнов, простив венцам фашизм, наконец, возвратила свою коллекцию в Вену), представлен знаменитый цикл о самопожертвовании римского полководца Деуса Муса. Мус увидел во сне, что способен спасти свою армию лишь в том случае, если погибнет сам. Этот сон он немедленно исполнил, бросившись в эпицентр битвы. Третья рубенсовская площадка – венская Академия художеств, где выставлены уникальные натюрморты. Между всеми музеями курсируют автобусы. Но устроители фестиваля заверяют, что даже за неделю (не то, что за один день) осмотреть «всего Рубенса» невозможно.

Еще большее испытание рубенсоманов ожидает в 2005 году. Этой зимой в крупнейшем нью-йоркском Метрополитен-музеум откроется экспозиция «Рисунки Рубенса». Вслед за ним Лондонская галерея покажет путь мастера от его ученичества в Риме до триумфа в Антверпене (выставка «Рубенс: Из Италии во Фландрию»). К марту рубенсовские экспозиции откроются в парижском Лувре и, конечно, в Антверпене.

"