Posted 15 ноября 2010,, 21:00

Published 15 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:35

Updated 8 марта, 06:35

Театральный форпост

Театральный форпост

15 ноября 2010, 21:00
В минувшие выходные произошло одно из главных знаковых событий театральной жизни последних десятилетий – в Москве открыл свой филиал азербайджанский театр «Ибрус», созданный Рустамом Ибрагимбековым. Это первый зарубежный театр, получивший в Москве жилплощадь (небольшое помещение в комплексе Киноцентра на Красной Пресне

После развала Союза выяснилось, что вдруг и в одночасье потерялся целый пласт собственной культуры. «За кордоном» остались любимые поэты, писатели, музыканты, целые театральные коллективы: любимые грузинские колоссы – театры имени Марджанишвили и Руставели, один из лучших в мире театров – литовский Meno Fortas и так далее. Единичные возвращения (вроде приглашения Темура Чхеидзе возглавить БДТ, а Римаса Туминаса – Театр Вахтангова) мало что меняют. Все учащающиеся приглашения на постановки в Россию режиссеров из бывшего соцлагеря – тоже всего лишь паллиативы. И даже регулярные приезды в Россию театров Эймунтаса Някрошюса и Алвиса Херманиса ситуацию смягчают, но не решают кардинально. Идея «московской прописки» наиболее известных и востребованных коллективов может стать решением проблемы.

Стараниями прежней московской власти в столице создано и отремонтировано значительное количество театральных площадок, задача новой власти: подыскать им достойных владельцев. Приглашение именитых зарубежных друзей – театры с готовым репертуаром, сформированной труппой, мировым именем, – вариант практически идеальный. При минимуме затрат, максимальный эффект. Этот шаг мог бы утвердить Москву в статусе театральной столицы мира, а новому мэру обеспечить заслуженные лавры покровителя искусств и вечную признательность столичных и российских театралов, уставших тратить деньги на поездки в погоне за любимыми именами.

Небольшой и не очень известный бакинский «Ибрус» в качестве первого пробного шара – зарубежного театра впервые получившего по совместительству московскую прописку, – выбран вполне удачно. Затраты на его кооптацию не слишком велики – ремонт помещения в Киноцентре, где для театра Рустама Ибрагимбекова отремонтирован крошечный уютный зальчик мест этак на 100 максимум.

«Ибрус» – редкий пример театра одного драматурга, в его афише стоят только пьесы руководителя театра – Рустама Ибрагимбекова. Спектакли идут и на русском, и на азербайджанском языках. Театр не имеет постоянной труппы, а работает с актерами разных коллективов Баку (в планах приглашение на постановки и московских актеров).

Открылся театр предпремьерным показом по пьесе «Не хватайте Скорпиона за уши», получившей новое название – «Исповедь любительницы поэзии». Пьеса написана в 1991 году, в романе «Солнечное сплетение» один из героев – врач, пробует себя в качестве сценариста и писателя. В романе есть даже что-то вроде авторецензии на этот драматургический опус: «Скорпион» был написан всего за месяц, описания сцен физической близости людей, случайно познакомившихся в парке, столь не похожие на целомудренные тексты, которые я писал раньше, сочинялись с поразительной легкостью, будто моей ручкой (я пишу до сих пор от руки) водил кто-то, кому странные садомазохистские отношения героев отнюдь не в новинку». Двое актеров – Мария Сурова и Вадим Цаллати – играют эту рискованную, на грани мягкого порно, пьесу тонко и целомудренно. История двух людей – американки польского происхождения, мазохистки по складу характера, и сумасшедшего посланца неведомой Шамбалы –рассказана вполне внятно и убедительно. Сам Рустам Ибрагимбеков в предпремьерных интервью уверял, что в планах его театра стоит расширение списка авторов театра, в частности обращение к русской классике.

"