Posted 15 октября 2014,, 20:00

Published 15 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:22

Updated 8 марта, 04:22

«Всякое искусство совершенно бесполезно»

«Всякое искусство совершенно бесполезно»

15 октября 2014, 20:00
Изрекший «вагон и маленькую тележку» афоризмов (один другого остроумнее), Оскар Уайльд, кажется, состязался сам с собой в умении производить на свет парадоксы и то и дело опровергать самого себя. Искусство английского классика, эстета и денди отнюдь не было бесполезным. На сюжетных хитросплетениях его пьес воспитывалис

Ирландец Оскар Фингал О’Флаэрти Уайльд не только получил замечательное домашнее образование, но уже в детстве имел счастье видеть в родительском доме в Дублине, например, самого Шеридана – не того, что написал «Школу злословия», но ничуть не менее славного – автора многих готических романов XIX столетия. Выезжая на пленэр, то есть на загородную виллу своего отца, который был никак не беден, а потому мог позволить себе заниматься столь неприбыльным (но зато разорительным не на шутку и благородным) делом, как филантропия, юный Оскар проводил там часы в общении с будущим писателем Джорджем Муром. Да, сегодня о нем мало кто вспомнит, а, между прочим, старший наперсник юных лет Уайльда также изобрел немало афоризмов и даже приобщил к этому жанру Оскара.

Оскар впитывал все, как губка. Но не только зачастую неосторожно-двусмысленные словесные россыпи Джорджа Мура, но и сугубо лингвистическую премудрость. Языки Уайльду нравились больше, чем что бы то ни было, и в особенности древние. А потому, обучаясь античности в престижном Тринити-колледже в Дублине, Уайльд безупречно овладел и латынью, и древнегреческим. Античная эстетика была у молодого студента почти что в абсолютных фаворитах. Из современников разве что причудливые и изощренные прерафаэлиты только и могли потрафить уже тогда весьма взыскательному – и необычному – вкусу Уайльда.

Из Оксфорда, который Оскар, разумеется, окончил после учебы в Тринити-колледже, способный выпускник вынес совершенно исключительное альбионское произношение. И еще – собственную эстетическую концепцию, которая стала потом предметом исследования для многих философов, филологов, художников... Словом, очень много для кого. И столь же много было сломано копий вокруг взглядов Оскара Уайльда на прекрасное, и ничуть не меньше написано диссертаций, посвященных красоте, – как ее видит Уайльд. Вот уж он посмеялся бы, узнав, что созданное им принимают «всерьез». Во всяком случае, автор пьес, сказок, стихотворений и давно уже хрестоматийного «Портрета Дориана Грея» всегда делал вид, что занимается безделицей.

Так или иначе, но во вкусе лондонскому ирландцу не могли отказать даже в самом роскошном аристократическом салоне, куда Уайльда приглашали, как... интереснейшую достопримечательность, что появилась на чопорных берегах Темзы. Чаще фраппируя, чем просто удивляя собеседников в шикарных кварталах английской столицы, Уайльд, по мнению ветеранов бомонда, без труда занял место Джорджа Браммела – того самого «денди лондонского», о котором в «Евгении Онегине» не без иронии писал Пушкин. Ирония Уайльда была безграничной, порой даже зашкаливала. Но все же никак не она вырыла ему могилу. Во цвете лет и на чужбине.

Роман с сэром Альфредом Дугласом в викторианской Англии не простили даже фантастически популярному драматургу. После позорного судебного процесса, на котором Уайльд, впрочем, дал волю своему красноречию и произнес восхитившую литераторов речь про любовь, «которая не смеет назвать своего имени», узника ждала Редингская тюрьма, из которой он вышел оставленным всеми, с букетом хворей, абсолютным разочарованием в жизни, но все же и с «Балладой», посвященной суровому каземату. Сочинитель – он и на цугундере сочинитель.

Увы, в Англии жить было более невозможно, а во Франции, куда перебрался недавний властитель дум, его настиг безжалостный менингит – в ту пору болезнь, почти что неподвластная медицине. Оскар Уайльд умер 30 ноября 1900 года в дешевой парижской гостинице. Оставленный почти всеми, не говоря уж о семье, которую прежде он забыл сам, как только имел роковое несчастье встретить красавца Дугласа. Последний, к слову сказать, тоже и думать об Уайльде забыл. Но гениальный мастер слова и стиля, переводы произведений которого на другие языки всегда будут несовершенны, не остался забыт многочисленными читателями и занял свое место в истории искусства.

"