Posted 15 октября 2014,, 20:00

Published 15 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:22

Updated 8 марта, 04:22

Живые экспонаты

Живые экспонаты

15 октября 2014, 20:00
Фестиваль «Территория» показал в Музее современного искусства «интерактивный музей расизма» известного арт-деятеля Бретта Бейли. Накануне этот проект с названием «Exhibit B» после яростных протестов был закрыт в Лондоне. В Москве он прошел без возмущений по вполне понятным причинам: афро-европейцы, которые протестовали

Представьте на столбе такое объявление: «Только сегодня! В нашей галерее концептуальный показ – Бородатая Женщина и Человек Свинья! Вход строго по пригласительным для чистой и умной публики». Пойдете? Не будем кривить душой – конечно, пойдете. А кому не любопытно увидеть человека-свинью? К тому же это не ярмарочный балаган, а «проект» модного фестиваля. И вот вы уже в полутемном зале с робостью разглядываете женщину с немыслимой бородой, а в качестве интеллектуальной нагрузки читаете на табличке про все ее несчастья, унижения и прочие неприятные вещи, доставшиеся ей вместе с внешностью.

Проект господина Бейли сделан, конечно, не так топорно, но в основе все тот же нехитрый ход – здесь разглядывают «живые экспонаты». В каждом зале воссоздается антураж рабского унижения, главным звеном которого оказывается нанятый чернокожий актер. Начинается все с обнаженной женщины, стоящей на подиуме с явным намеком на невольничий рынок (аннотация рассказывает о том, что европейцев поражала физиология бедер рабыни), и заканчивается тремя ящиками, из которых высовываются три нагуталиненные и при этом поющие головы (так иллюстрируется нацистское отрубание голов для последующих медицинских опытов). Между делом в вереницу чернокожих типажей вклинивается «актуальный» для России персонаж: за веревочным ограждением стоит киргизский гастарбайтер. Расписывать, сколь интересно и остроумно выстроены эти «живые натюрморты», арт-критику не резон. Ведь все задумывалось ради чувства стыда и неловкости: зритель должен ощутить всю степень бесчеловечности рабства и унижения по расовому признаку. Стоит отметить, что в залы зрителей запускали дозированно по особым билетам – зрелище это эксклюзивное, с «экспонатами» в прямой контакт входить запрещается.

Чтобы понять, насколько британская выставка скользит «на грани фола», стоит в воображении воссоздать еще одну ситуацию. Представьте, что в качестве иллюстраций к ужасам нацизма вам бы дали полюбоваться на живых и обнаженных евреев, которых вот прямо сейчас якобы заведут в газовую камеру, или, допустим, на лицо реального еврея, к которому прикреплены все измерительные приборы для биометрической характеристики «низкой расы». Боюсь, организаторам такого зрелища быстро бы объяснили, где граница дозволенного. Одно дело – фильм и спектакль, где есть момент отстранения как за счет рассказываемой истории, так и чисто визуальными средствами. Другое дело – живые скульптуры, рассчитанные на близкое разглядывание, почти интимный контакт.

Нужно сказать, что в галерейной среде инсталляции с живыми людьми – далеко не новость. Одна только Марина Абрамович использовала, кажется, все приемы презентации своего тела. Но по какому-то внутреннему чутью художники всегда избегали прямого показа расовых или физиологических особенностей разных типов людей. «Exhibit B» примыкает к особому типу проектов – это, скорее, шоу в духе кунсткамеры. Они появились совсем недавно, и одним из пионеров на этом прибыльном поприще выступил немецкий доктор Хагенс. Этот патологоанатом начал показывать освежеванные тела в качестве скульптуры. Бурных протестов подобные шоу до поры до времени не вызывали, но все понимали, что по меркам искусства их оценивать так же неловко, как и смотреть.

"