Рус
Eng
Картины сражения

Картины сражения

16 октября 2012, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
Русский музей отмечает 200-летие Отечественной войны 1812 года выставкой в Строгановском дворце, которая объединила произведения живописи, миниатюры, графики и декоративно-прикладного искусства. Посвящен знаковому событию российской истории и проект, стартовавший в рамках программы «Шедевры Русского музея на улицах гор

Героические сражения Отечественной войны 1812 года отражены в произведениях немецкого литографа Вильгельма Ульриха. Он был приглашен в Петербург в середине XIX века для работы над рисунками к масштабному изданию «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск». Цветная литография «Полоцк, 6 августа 1812 года» рассказывает о полных драматизма событиях в районе уездного города Витебской губернии, которые стоили русской армии потери 5,5 тыс. человек. Литография «Кульм. 18 августа 1813 год» иллюстрирует переломный момент кампании 1813 года. Ставший же, по словам Михаила Кутузова, «вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов» день Бородинского сражения, помимо создания Ульриха, представлен в уличной экспозиции репродукциями работ рисовальщика и литографа Виктора («Сражение при Бородине 26 августа 1812 года») и художника-акварелиста Карла Кольмана («Кавалерийская атака генерала Уварова»).

На набережной Канала имени Грибоедова можно увидеть и репродуцированный портрет Евграфа Владимировича Давыдова кисти Ореста Кипренского – «эталонный» и наиболее известный образ героя Отечественной войны 1812 года. Оригинал же картины выставлен в Строгановском дворце. Интересный исторический факт: долгое время вопреки документальным свидетельствам современники желали видеть в герое картины Кипренского прославленного партизана Дениса Давыдова. Однако факт остается фактом: на полотне изображен двоюродный брат поэта и партизана Евграф, произведенный в 1813 году в генерал-майоры (портрет написан в 1809-м, когда Евграф Давыдов был в чине полковника) и лишившийся в «битве народов» под Лейпцигом левой ноги и правой руки.

Особый интерес в экспозиции Строгановского дворца представляют малоизвестные широкому зрителю образцы русской сатирической графики 1812–1814 годов, попросту говоря, карикатуры. В России политическая карикатура «родилась» именно в 1812 году и была связана с именами художников-академистов Ивана Теребенева, Ивана Иванова и Алексея Венецианова. «Дебютным проектом» на ниве «антифранцузского» творчества стала серия листов, выполненных Алексеем Венециановым: на выставке можно познакомиться с экспрессивными и яркими офортами «Не все коту масленица», «И на нашей улице праздник! Кричит пруссак», «Крестьянин Иван Долбила». Раскрашенный офорт неизвестного художника «Русский мужик Вавила Мороз на заячьей охоте» являет французских солдат в виде улепетывающих со всех ног зайцев с человеческими головами в узнаваемых двууголках. Фиаско наполеоновской армии символически воплощено и в работе самого «звездного» русского карикатуриста Ивана Теребенева – «Французский вояжер в 1812 году». Передвигающийся с помощью свиньи сумрачный военный с вздыбленными на манер дикобраза волосами бубнит себе под нос: «На Париже прокладна, на Москва очинь жарка». Наполненные сочными персонажами, иронией и плакатной выразительностью «летучие листы» поднимали дух русских солдат и офицеров и максимально эмоционально отражали пафос и героизм народной войны.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter