Posted 15 октября 2009,, 20:00

Published 15 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:17

Updated 8 марта, 07:17

Бархатная компиляция

Бархатная компиляция

15 октября 2009, 20:00
Одна из главных музыкальных сенсаций 90-х, «лицо» мирового трип-хопа – британская группа Massive Attack собрала в минувшую среду своих поклонников во Дворце спорта «Лужники». Звук и свет в зале не могли не завораживать: музыканты с Туманного Альбиона снова продемонстрировали, что им не чуждо чувство гармонии. Впрочем,

По большому счету Massive Attack не является группой в привычном понимании этого слова, с четким постоянным составом и расписанными по инструментальным партиям музыкальными амплуа. Это скорее проект. У этого проекта есть «мозги» – Роберт Дель Ная с характерным прозвищем 3D и Грант Маршалл, есть сессионные (временные) вокалисты, которых в Москву приехало сразу пять (!), и есть совсем уж «теневые игроки» – те, кто играет на живых инструментах. При огромном количестве звуков, генерируемых компьютером и синтезатором, смысл есть, пожалуй, только лишь в «живой» ритм-секции, которая активно отработала весь концерт. Но лиц этих музыкантов, во всех смыслах скрывающихся за техникой, мы не увидели, а имен не узнали. Видимо, потому что и без них британцы вполне могли обойтись.

Massive Attack – порождение, как бы сказали в Советском Союзе, научно-технической революции. Синтезатор ведь действительно произвел в музыке революцию, потому что в одночасье выяснилось, что все звуки могут быть сгенерированы одним-единственным инструментом. И в итоге в 90-е на вершинах музыкальных чартов оказались те, кто умел с этим «чудом техники» сотворить нечто гармоничное. Massive Attack, занявшие нишу между диджеями, компилирующими сэмплы, и музыкантами, играющими и поющими живьем свои композиции, были в авангарде этого процесса. И хотя «эпоха синтетики» отходит сейчас на второй план, британцы по-прежнему отлично смотрятся.

На московском концерте идеологи Massive Attack продемонстрировали присущую им «мягкую» музыку. В составе коллектива приехали пять абсолютно разных вокалистов (по полу, возрасту, росту, весу и цвету кожи), но всех их объединял исключительно «шелковый» подход к вокалу. Практически кошачий. Эти нежности были уникальным образом вписаны в электронно-космическое соединение света и звука.

Одна из вокалисток – очаровательная Мартина Топли-Берд выступила перед Massive Attack в качестве разогрева со своим «сайд-проектом». И это был, пожалуй, лучший разогрев за последние годы, который только доводилось слышать. Ей аккомпанировал единственный музыкант на разных экзотических инструментах, а сама Мартина перемещалась по сцене и пела, словно кукольное существо. Проект, который так и называется – Martina Topley-Bird, достоин отдельного сольного выступления. И лишний раз доказывает, что талантливый музыкант способен одинаково эффектно реализоваться как с помощью электроники, так и с помощью малоизвестных инструментов, пришедших на большую сцену откуда-то из африканских племен.

"