Posted 15 октября 2006,, 20:00

Published 15 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:03

Updated 8 марта, 09:03

У каждого свой Гамлет

У каждого свой Гамлет

15 октября 2006, 20:00
Фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Шостаковича, набирает обороты. Свой вклад в программу внес Владимир Юровский, один из лучших дирижеров нового поколения, исполнивший вместе с Российским национальным оркестром (РНО) малоизвестные сочинения композитора. Дирижер обратился к теме Гамлета, которая давно его

Нынешний год проходит под знаком юбилеев Моцарта и Шостаковича, но именно после дня рождения Шостаковича стало ясно, кто из двух композиторов нашим музыкантам по-настоящему интересен. Такого количества произведений Шостаковича не приходилось слушать уже давно. Проблема только в одном – композитор сочинил около 500 произведений, а в программу концертов не попадает и пятая их часть. Все остальное остается под водой, как часть огромного айсберга. Впрочем, когда за дирижерский пульт становится Юровский, эта подводная часть начинает выплывать на поверхность. Дирижеру, выступающему в лучших оперных театрах и концертных залах мира и возглавляющему Глайнборнский фестиваль, просто не интересно исполнять заезженные программы. Он поступает так же, как Геннадий Рождественский, извлекая из небытия неизвестные слушателям или основательно забытые сочинения. На этот раз Юровский включил в программу концерта музыку Шостаковича к фильму «Гамлет», Шестую симфонию и два вокальных цикла: ранний, эстетский, на стихи японских поэтов, и более поздний, драматичный, на стихи Марины Цветаевой.

Принц Датский – один из самых любимых литературных героев Юровского, поэтому он разыскивает и исполняет сочинения разных композиторов, посвященных Гамлету. В феврале сыграл «Гамлета» Чайковского, дополнив музыку стихами Шекспира, которые читал Константин Хабенский. Сейчас – «Гамлета» Шостаковича. Впереди – сочинения других композиторов. Хабенский пришел на концерт, и ходят слухи, что дирижер и актер будут продолжать совместную работу.

Юровский воспринимает музыку Шостаковича как человек нового поколения. Поэтому в цикле на стихи японских поэтов, который спел тенор Вячеслав Гривнов, вдруг зазвучали дзен-буддистские мотивы. Их отголосок появился в Шестой симфонии, несправедливо отодвинутой в тень. А цикл на стихи Марины Цветаевой в интерпретации меццо-сопрано Марины Тарасовой оказался продолжением сюиты из музыки к фильму «Гамлет». (Кстати, в этот цикл включен цветаевский «Диалог Гамлета с совестью».)

Шостакович шутил, что музыку для кино он сочиняет «левой ногой», но фильм «Гамлет» стал исключением из этого правила. Может быть, потому, что Григорий Козинцев поставил перед композитором необычную задачу. Он должен был не иллюстрировать события, происходившие в Эльсиноре, а создать независимое от них музыкальное пространство. И хотя сюита гораздо короче фильма, зрители, слушая музыку, вспоминали Гамлета Смоктуновского, Офелию – Анастасию Вертинскую и других участников этой легендарной картины. А оркестр, сохраняя свое уникальное фирменное звучание, с Юровским казался чуть более свободным и раскованным, как будто сменил торжественную академическую мантию на более современную одежду.

Следующий концерт дирижера с РНО будет только в феврале. Сейчас Юровский уезжает вместе с оркестром в гастрольное турне, а в следующем году он вместе с Робертом Уилсоном будет ставить в Лондоне оперу Владимира Мартынова Vita Nova, написанную для Мариинского театра, но отложенную в Петербурге на неопределенное время.

"