Posted 16 сентября 2020,, 15:04

Published 16 сентября 2020,, 15:04

Modified 7 марта, 14:41

Updated 7 марта, 14:41

Южное шоссе прорежет пустыню недалеко от Розовой пирамиды в Гизе

Новые автомагистрали в Египте могут привести к разрушению пирамид

16 сентября 2020, 15:04
Фото: STAFF/Reuters
Южное шоссе прорежет пустыню недалеко от Розовой пирамиды в Гизе
Последнее из семи чудес света может исчезнуть в связи со строительством двух автомагистралей через плато недалеко от Каира.

Ирина Зиганшина

О том, к чему может привести возвращение к проекту, приостановленному в 1990-х годах после международного скандала, пишет The Guardian.

Великие пирамиды – главный туристический объект Египта и единственное из семи чудес света, уцелевшее до наших дней, а все плато Гиза, на котором стоят пирамиды, – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Новые автомобильные магистрали, работа над которыми уже вовсю ведется, – часть инфраструктуры новой столицы, города Ведиан.

Проект по строительству новой столицы, призванный разгрузить 20-миллионный Каир, продвигает военная верхушка при поддержке президента Абдул-Фаттаха Халила Ас-Сиси. Планом предполагается строительство двух шоссе: северноепересечет пустыню к югу от пирамид, а южное пройдет между Ступенчатой пирамидой Саккары – самой древней из всех – и некрополем Дахшур, где в числе прочих находятся Ломаная пирамида и Розовая пирамида. На каждом шоссе, по-видимому, будет около восьми полос.

Когда-то здесь находился Мемфис – один из самых древних городов мира, основанный примерно в 3000 году до н.э. Новая дорога пройдет рядом с торговыми районами древнего города, его портовыми стенами и бывшим местом древнего ниломера – сооружения, которое использовалось для измерения высоты ежегодного наводнения в Ниле.

Строительство началось более года назад, однако широкая общественность узнала об этом лишь в марте, когда изображения Google Earth показали, что на плато что-то происходит. Власти Египта обещают, что автомагистрали, призванные улучшить транспортное сообщение, будут построены с соблюдением всем мер предосторожности. По официальной версии, старые дороги гораздо ближе к пирамидам, и по ним проходит множество туристических перевозок, а на новых будут пущены электроавтобусы.

Однако египтологи опасаются, что вся эта затея нанесет непоправимый ущерб одному из важнейших объектов всемирного наследия. Велика вероятность, что дороги, которые прокладывают прямо над неисследованными археологическими объектами, нарушат целостность плато, вызовут замусоривание местности и загрязнение воздуха, которое может разъесть памятники, и наконец приведут к тому, что закрытые районы, в которых еще много скрытых археологическими сокровищ, подвергнутся разграблению.

«Я ошеломлен увиденным, – признается Саид Зульфикар, бывший высокопоставленный чиновник ЮНЕСКО, который побывал на южном шоссе два месяца назад. – Вся работа, которую я проделал 25 лет назад, под вопросом». Речь о том, что в середине 1990-х годов Зульфикар провел успешную кампанию по приостановке строительства Северного шоссе, ответвления первой кольцевой дороги Каира.

В ЮНЕСКО утверждают, что несколько раз запрашивали у властей Египта подробную информацию о новом плане и просили направить миссию по наблюдению за строительством.

"