Posted 15 августа 2010,, 20:00

Published 15 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

Спасение утопающего

15 августа 2010, 20:00
В субботу в застывшей от жары и смога столице состоялась премьера спектакля «7 дней до потопа», поставленного по пьесе братьев Пресняковых. Пьеса для Пресняковых традиционная: известный сюжет в новой подаче, один за другим следуют эпатажные диалоги, из которых постепенно проступает суть происходящего, неожиданный финал

В прошлом сезоне о Театре Станиславского говорили много, но не по сути. Просто сплетничали, поскольку волею нескольких актеров театра из избы был вынесен сор – какая-то часть труппы бунтовала против репертуарной политики нового художественного руководителя и в поисках поддержки написала письмо в департамент культуры правительства Москвы. Премьеру «7 дней до потопа» ожидали в том же «скандальном» сезоне. Но она не случилась, поскольку ангажированный на этот проект Сергей Шакуров был занят в другой работе.

Звезду подождали-подождали, и решили справиться своими силами. И на премьере стало ясно, что эти силы у театра есть. Режиссер Владимир Петров (поклонник нестандартной драматургии) рассказал «НИ» о том, как шла работа над спектаклем: «В спектакле заняты 22 актера, я выражаю им признательность, потому что мы репетировали в ужасном дыму, который был даже на сцене, под палящими софитами. На улице 35 градусов, на сцене – за 40. Артисты в пиджаках или меховых костюмах. Но никто не отказался от работы, хотя имел полное право, потому что условия для работы были невыносимыми. А кроме того, в этом спектакле было шесть замен и, значит, шесть вводов новых артистов».

Конкурентом проекта Галибина–Петрова стал ни много ни мало сам Пол Донован – голливудский режиссер и продюсер, объявивший кастинг на новый проект. И шесть актеров, уже приступивших к репетициям «7 дней до потопа», его прошли.

Пьеса «7 дней до потопа» была написана в прошлом году, поставлена только одним европейским театром. В Москве о ней даже не слышали. Перед нами начало истории Всемирного потопа, какой она могла бы быть в XXI веке, когда спасителем человечества предстоит стать не богоизбранному Ною, а рядовому любителю чипсов. Роль Всевышнего сегодня отводится организаторам PR-кампаний, раздающим призы победителям лотерей. А ковчег заменяет большая яхта. Впрочем, даже на нее средств не хватает, а потому – получите моторную лодку. Кандидатами на спасение становятся родные и близкие, а так же те, кто случайно оказался в курсе происходящего. А каждой твари по паре ему приходится выкупать из закрывающегося зоопарка. Денег у спасителя хватает только на гориллу Артура.

В конец света никто не верит, но все хотят оказаться на «ковчеге» в момент отплытия. И вроде бы даже не столько боятся конца света, сколько мечтают о нем, потому что жить в таком бреду стало невыносимо. Цели ничтожны, потуги бессмысленны, ценности утрачены, все наигранное и напускное. С такой перспективой не согласен сын главного героя, он оканчивает школу, впереди столько интересного – выпускной, встречи с друзьями. Он в общем-то согласен на конец света, но только после того, как осуществит свои планы и превратится в такого же разочарованного обывателя.

В конце спектакля раздается, как это часто бывает у Пресняковых, выстрел: мальчик убивает отца, который невольно может спровоцировать начало потопа. Отличный, а главное быстрый способ устранить помеху. И когда всех потенциальных пассажиров «ковчега» задерживают как свидетелей убийства, в пустую лодку залезает горилла, начинается дождь, Артур раскрывает зонтик и отплывает к новому Арарату. Вот и весь сказ-приговор: не только жизнь нормальную на Земле создать не можем, но и шанс на спасение упустили, потому как суета и бессмыслица.

Много смыслов можно искать и находить в текстах и подтекстах спектакля. Видимо, громко он прозвучит в молодежной среде. Впрочем, зритель, который любит эпатаж, тоже найдет здесь много привлекательного. После премьеры стало понятно, что потенциал Театра Станиславского огромен. Художественный руководитель театра Александр Галибин сказал НИ, что «7 дней до потопа» – пьеса легкая. Но предупредил: «Это новая драматургия, а значит, реакция на нее будет разная». Действительно, разная: очень непросто преодолеть сложные, длинные диалоги в начале, когда еще не проступил истинный смысл происходящего. А может быть, причина в другом: зрители отвыкли от сложных текстов? А может, опять-таки сказалась жара. Кондиционер в зале – это единственное, чего не хватает Театру Станиславского.

"