Posted 15 августа 2004,, 20:00

Published 15 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Шутит так, что все плачут

Шутит так, что все плачут

15 августа 2004, 20:00
Пьер Ришар Леопольд де Фэй (таково полное имя популярнейшего французского комика) мог и не стать тем, кого весь мир знает как «невезучего, рассеянного высокого блондина в черном ботинке». Сам мастер комедии себя считает «рассеянным философом», пишет книги, гоняет на мотоцикле и ведет успешный винный бизнес.

Несколько раз у Ришара была возможность пойти другим, более благоразумным (как шутит сам актер) путем. Детство Пьер провел в школе-интернате, где развлекал друзей розыгрышами и гримасничаньем. Тогда он думал, что станет великим педагогом. Достигнув совершеннолетия, Ришар получил степень бакалавра экономических наук, и его родственники: отец – знаменитый промышленник и дед – представитель знатного аристократического рода, прочили ему большую карьеру в бизнесе. Но сын и внук ослушался отцовского наказа и отправился на актерские курсы. Спустя несколько лет он снова попытался свернуть с актерской дорожки, поступив танцовщиком в балетную труппу Мориса Бежара (который, кстати, считал Ришара весьма перспективным парнем). Но и года не прошло, как Пьер из перспективного танцовщика превратился в актера-неудачника. Его первые попытки сделать карьеру в драме потерпели полный крах. Фактически, комиком Ришар стал по недоразумению. «В свое время, – вспоминает актер, – меня посчитали недостаточно красивым для трагедии и порекомендовали попробовать себя в другом амплуа». Так, в 1969 году Ришар впервые примерил маску добродушного недоумка, искреннего придурка в собственной ленте «Рассеянный», и больше двадцати лет ее не снимал. Он поскальзывался на банановой кожуре, неумело ухаживал за женщинами, тяжело сходился с детьми (в «Игрушке» и «Папашах»), получал уколы зонтиком в одноименной картине и разбухал от укуса осы (в «Невезучих»). И все это страшно забавляло зрителей. При этом сам Ришар говорил: «Режиссеры смеются, партнеры смеются, смеется зритель, но я-то не смеюсь! Я хочу сыграть так, чтобы все заплакали». Но ему по-прежнему предлагали только «невезучих», «рассеянных». И это приносило свои плоды. После Луи де Фюнеса более популярного комика, чем Ришар, во Франции не было. В СССР его любили не меньше. В 80-е годы прошлого века журнал «Советский экран» ежегодно включал его в десятку популярнейших актеров нашей страны. Ришар отвечал взаимностью: он один из немногих западных актеров, кто посещал СССР, а потом Россию стабильно раз в 2–3 года. Кстати, одну из первых ролей в амплуа трагика актер сыграл именно в бывшем СССР – в ленте грузинского режиссера Наны Джорджадзе «1001 рецепт влюбленного кулинара». Эта роль, наконец, открыла счет его драматическим ролям. С тех пор поседевшему высокому блондину уже крайне редко приходилось вновь примерять маску, сделавшую его знаменитым. «Я постарел, – с горькой усмешкой констатировал Ришар. – Мне надоело гримасничать и выставлять себя на посмешище. Да и ни к чему это теперь, не правда ли?». Теперь седовласый Пьер может делать только то, что ему по-настоящему нравится. Он вернулся на сцену, на которую не выходил более 20 лет, и ездит по всему миру с полубиографическим моноспектаклем «Страсти по Ришару». Сел за написание книги, о которой давно мечтал. Это будет собрание баек и непридуманных историй о любимом актере Ришара Чарли Чаплине. Среди других его увлечений – гоночный автомобиль и мотоцикл. Чтобы не терять форму, Ришар ежедневно бегает по утрам. Из прежних постоянных увлечений актера – виноделие, он сам ведет дела компании, не доверяя никому свои виноградники и торговлю вином под маркой «Ришар» (таким образом, он осуществил и мечту отца – стал бизнесменом). В отличие от своего экранного героя Ришар – везучий, он сам себя таковым считает; правда, при этом добавляет: «Я рассеянный философ». К актерству, несмотря на то что посвятил ему всю свою жизнь, семидесятилетний Ришар относится несерьезно. Однажды его самого выгнали с представления, потому что он заснул. Актер признался, что ему просто стало скучно. «Я никогда не осужу того, кто заснет на фильме или спектакле с моим участием, – утверждает комик. – Ведь не важно, как человек относится к моей работе. Важно, что он в принципе был готов воспринимать Искусство. А этот искренний порыв столь редко встречается сегодня!».

"