Posted 16 июля 2020,, 12:24

Published 16 июля 2020,, 12:24

Modified 7 марта, 14:42

Updated 7 марта, 14:42

Актер Титаренко отсудил свою зарплату с МХАТ им. Горького

Актер Титаренко отсудил свою зарплату с МХАТ им. Горького

16 июля 2020, 12:24
Заслуженному артисту России Александру Титоренко пришлось обратиться к правосудию, чтобы взыскать деньги с МХАТ имени Горького, в труппе которого он состоит с 2006 года.
Сюжет
Деньги

Анжелика Дин

Таганский суд Москвы частично удовлетворил иск актера о материальной компенсации, согласно которому театр обязан выплатить Титоренко более 160 тысяч рублей (вместо 300 тысяч, как хотел истец).

С приходом в декабре 2018 года на пост худрука театра Эдуарда Боякова Александр Титоренко потерял более восьми ролей, включая роль Мастера в спектакле Валерия Беляковича «Мастер и Маргарита», Павла Кирсанова в спектакле «Отцы и дети» Александра Дмитриева. Остался один профессор Хиггинс в постановке Татьяны Дорониной пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».

Титоренко был одним из любимых артистов бывшего худрука театра Татьяны Дорониной. Именно его Татьяна Васильевна пригласила сопровождать ее в Кремль для получения ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени 21 ноября 2019 года. После этого визита Александр Титоренко стал впадать в немилость нового руководителя. Театр – это театр, где фавориты всегда были, есть и будут. Но при этом театр – это бюджетная организация, функционирующая согласно Законодательству и профессиональным нормативам. Замечу, за счет государственного бюджета. А это значит, что должны быть четкие критерии для оценки труда профессионалов. Причем Министерство культуры России, в ведомстве которого находится МХАТ имени Горького, обязано контролировать соответствие сотрудников своим должностным обязанностям (правда, это происходит, увы, не всегда.

К примеру, театром «Модернъ» руководит Юрий Грымов, у которого нет профессионального образования). Александр Титоренко с отличием окончил престижное Щепкинское театральное училище, знаменитый курс Виктора Коршунова (между прочим, учился на одном курсе с Александром Домогаровым). Титоренко сыграл более 20 ролей классического и современного репертуара, много снимался и снимается в кино, хорошо поет, танцует. К слову, Щепкинское театральное училище выпускает мастеров самого высшего класса, в профессионализме которых мало кто сомневается. Кстати, Академический Малый театр, при котором находится Щепкинское театральное училище, сочувствуют Александру Титоренко. Об этом мне рассказала директор Малого театра Тамара Михайлова:

- Мы знаем, что происходит с некоторыми хорошими артистами и другими профессионалами с приходом нового руководителя в горьковском МХАТе. Уже некоторых уволенных мы взяли на работу в наш театр… Ищем возможности для других.

Однозначно, что театр не может быть вотчиной каждого нового руководителя. Феодализм давно канул в лету, и худрук МХАТ имени Горького – не владелец театра. Профессионал должен быть защищен от вкусовщины и произвола. В России существуют общественные организации, союзы (в частности Союз театральных деятелей РФ), актерские гильдии, которые по уставам должны отстаивать профессиональные права своих членов. К сожалению, большинство этих организаций в лучшем случае помогает в организации похорон и устройством в медицинские учреждения. Тогда как на Западе профессиональные актерские союзы именно защищают права своих членов на сценах и съемочных площадках. Актриса театра и кино, певица Елена Корнилова (член Гильдии киноактеров России и Евразийской творческой гильдии) рассказала «НИ» об отличии российских гильдий и союзов от западных:

- Наша Гильдия - это общественная организация, которая поддерживает нуждающихся актеров, проводит благотворительные мероприятия в поддержку своих членов, что просто прекрасно. Но если сравнивать с Американской гильдией, то та просто машина-зверь, направленная на отстаивание профессиональных интересов членов. Там опять же свои тонкости, но вступая в нее, вы защищены, как актер, от ненормированных переработок, от неконкурентной оплаты труда. В Америке никто не имеет право заплатить актеру меньше, чем это положено по нормативам. Любые нарушения очень жестко караются, и работодатель в случае нарушения заплатит огромные неустойки и компенсации.

В современной России актер, к сожалению, должен еще стать юристом, чтобы отстоять свои законные права и доказать профессионализм. В отношении Александра Титоренко руководство МХАТа имени Горького применяло не всегда честные и моральные способы, в частности, показания охранников театра, которые вообще не имеют отношения к актерской деятельности артиста. Александр Титоренко в ФБ прокомментировал действия МХАТ имени Горького по отношению к нему:

- Первое время Бояков на всех собраниях восторгался труппой и говорил, что никогда не будет переводить актёров на срочные договоры, хотя ему советуют. Вдруг в июне прошлого года актёры приглашаются на подписание срочных договоров . Освобождены от подписания только народные артисты и социально защищённые. У заслуженных артистов договор на 3 года, у остальных на год (повторюсь: до этого момента все в штате, неприкосновенны). Кроме 15 актёров подписали все. И вот с этого момента Бояков нас, неподписантов, называет «неликвидными артистами, боящимися новых работ, восставшими против его сухого закона и т.п.». Сказал, что только законодательство мешает ему ВЫБРОСИТЬ нас из театра и что ни один министр культуры не заставит его работать с нами. После этого нас начинают снимать с ролей, лишать надбавок. Если я с октября по июль играл по 12-16 спектаклей в месяц, в прошлом марте только 3 «Пигмалиона», единственный спектакль, откуда Бояков меня ещё не вывел (почему-то). И, естественно, начались суды... На вопрос в суде: «почему меня сняли со всех ролей? - адвокат театра ответил , что никакого приказа о снятии меня с ролей нет, просто надо дать и другим поиграть. Извините, что так долго, но это к реплике - "актёр Титоренко засудил МХАТ по поводу невыплаченной премии".

Насчет «другим поиграть», то среди «других» - друг заместителя Эдуарда Боякова – писателя Захара Прилепина – актер Михаил Сиворин. По личной просьбе Захара Прилепина его, провинциального актера, взяли в труппу МХАТа и ради него стали снимать с ролей других артистов. Если бы не Захар Прилепин, Михаил Сиворин никогда в жизни не попал бы в горьковский МХАТ, и с этим никто не возьмется спорить.

Кстати, однокурсник и друг Александра Титоренко Александр Домогаров тоже намерен обратиться в суд в связи с конфликтной ситуацией с руководством МХАТ имени Горького, связанной с оплатой его труда за роль в спектакле Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни».

P.S.

Из постановления Таганского суда г.Москвы: «Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ) культуры "МХАТ им. М. Горького" в пользу Титоренко задолженность по выплате стимулирующей надбавки за период с сентября по декабрь 2019 года в размере 153 тыс. 264 рублей, денежную компенсацию в размере 3 тыс. 469 рублей и компенсацию морального вреда в размере 3 тыс. рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать...»

"