Posted 15 июля 2012,, 20:00

Published 15 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:23

Updated 8 марта, 05:23

Оживление памятников

Оживление памятников

15 июля 2012, 20:00
На минувшей неделе в Москве состоялся «круглый стол» на тему «Погружение в текст – выход в мир: возможности современного литературного музея». Дискуссия, в которой приняли участие директора и хранители литературных музеев, искусствоведы и общественные деятели, прошла в рамках конкурса на концепцию развития государствен

Отметим, что в этом году музей-квартира Булгакова отметила свое пятилетие, однако это мемориальное место до сих пор не оправдало ожиданий, несмотря на то, что «нехорошая квартира» является одним из самых посещаемых музеев столицы. Так, на 150 квадратных метрах 50-я квартира в доме «302-бис» в год принимает около 40 тыс. посетителей. Тем не менее интерес к музею во многом вызван самим мифическим пространством дома с его легендарной лестницей – местом паломничества почитателей творчества писателя. Поэтому департамент культуры Москвы в конце июня объявил о запуске конкурса, цель которого – превратить «50-ю квартиру» в современный музей международного уровня. Напомним, глава департамента культуры Сергей Капков на встречах с журналистами и в интервью не раз обращал внимание на проблемы библиотек и музеев. По его словам, «ни музей, ни библиотека не могут сейчас являться хранилищем чего-то, это может быть только культурный центр, там должна быть жизнь. Поэтому мы пытаемся поменять философию библиотек и музеев». Одним из шагов в этом направлении и стало учреждение конкурса.

Участники нынешней дискуссии пытались ответить на вопрос: «Каким должен быть литературный музей?» Однако единодушно сошлись во мнении, что сам по себе литературный музей сегодня – это вызов. По словам одного из членов жюри, директора Института культурной политики и члена правления Европейского музейного форума Михаила Гнедовского, «литература и музей, как сказал бы Михаил Бахтин, – это разные хронотопы. Они связывают пространство и время. Мир литературных музеев созрел сегодня для появления принципиально новых идей». В свою очередь Михаил Гнедовский в качестве почвы для размышления привел пример музея Роальда Даля в Англии, главная задача которого – обучение посетителей методике литературного творчества. В качестве отправной точки создатели музея берут метод самого Даля (вдохновением для мастера рассказа служили вырезки картинок и текстов из газет, на основе которых писатель потом создавал свои сюжеты). Идея этого необычного музея состоит в том, чтобы у каждого посетителя заложить начало своего творческого пути. Кроме того, в экспозиции музея представлены интервью современных английских писателей, где они рассказывают о своей методике развития творчества. Также большой интерес к музею вызывает проект «Писатель, живущий в музее»: на три месяца в «дом муз» поселяется писатель, который может, не отрываясь от своей работы, активно участвовать в жизни музея. То есть музей в современном понимании – это не только мемориал, памятник писателю, но и, по словам директора Булгаковского дома Николая Голубева, «место для создания коммуникации между писателем и читателем». Модератор дискуссии Георгий Никич-Криличевский в качестве удачного примера литературного музея привел Бункер Черчилля в Лондоне, где один из главных экспонатов – это 15-метровый электронный стол, за который можно присесть и проследить практически каждый факт политической жизни «великого британца». У гостей музея есть возможность буквально «ощутить историю у себя под руками».

Перед участниками конкурса, а также перед его экспертным жюри стоит важный выбор – определить вектор развития будущего музея. С кем и о чем будет говорить обновленный Музей Булгакова – об авторе или о его творчестве, о сегодняшней жизни или об истории, – ответы на эти вопросы станут известны по результатам конкурса, итоги которого подведут в конце ноября.

"