Posted 16 июня 2018,, 07:15

Published 16 июня 2018,, 07:15

Modified 7 марта, 16:40

Updated 7 марта, 16:40

Анна Аркатова : "Милу хочешь поймать на свои мимолетные силы..."

Анна Аркатова : "Милу хочешь поймать на свои мимолетные силы..."

16 июня 2018, 07:15
Привычные картины в стихах Анны Аркатовой вдруг становятся бескрайней Вселенной, которая лишена и намека на высокопарность. Простота путей, способных находиться в Пространстве её стиха, делает слышимыми - и глубокую гармонию, и дисгармонию чувств.

Анна Аркатова родилась в Риге. Окончила филологический факультет Латвийского государственного университета, Литературный институт им. М. Горького в Москве. Работала учителем, редактором. Вышло пять ее поэтических сборников: «Без билета», «Внешние данные», «Знаки препинания», «Прелесть в том», "Стеклянное пальто". Стихи публиковались в журналах: "Новый Мир" , "Знамя", "Октябрь", "Дружба Народов", "Новая Юность", "Арион", "Интерпоэзия", "Новый Берег".Творчество отмечено Премиями: Международного Волошинского конкурса, «Московский счет». Колумнист журналов "Медведь", «Pshychologies». Ведущая творческого семинара «Египетские ночи».Фронт-лидер поэтического спектакля "Кофе на ночь". Член Союза писателей Москвы.

На прошедшем поэтическом фестивале "Myfest" (который недавно был включен в программу фестивалей "Юнеско"), Анна Аркатова выступала в последний день, среди самых значительных поэтов Москвы. На каждое выступление давалось 5 минут, но Анна читала 7 - на одном дыхании, с необыкновенной легкостью, с пушкинской непринужденностью (с этого выступления начинается видео-фильм о её творчестве), а когда фестиваль продолжили другие поэты, невольно захотелось, чтобы Аркатова выступила еще. Поэтому я отправился на поэтический спектакль "Кофе на ночь" - на малую сцену Театра им. Маяковского (этот спектакль еще идет в Большом зале ЦДЛ, в Центре Шемякина, на празднике в Коломенском и других площадках), где Анна Аркатова играет себя саму - среди еще трех поэтов, читая стихи.

О своем творчестве Анна Аркатова говорит:

"В стихотворении обязательно должен быть парадокс, даже какая-то издевка.

Если жизнь ровная, благополучная, или неудачная, но в одном и том же градусе, то в ней нет повода для поэзии.

А жизнь это река, и если человек плывет, и хочет оставаться на поверхности, ему необходимо делать энергичные усилия. И мои стихи это душевные движения - чтобы плыть по этой реке. Движения души, которые позволяют пережить и преодолевать, и мне, и моим читателям и зрителям все свое несогласие с несправедливостями мира."

Играть на сцене саму себя, читая свои стихи - естественно и прекрасно, и об этом лучше всего в видео-фильме:

Однако, в одном известном романе о театре (Сомерсет Моэм), героиня играла сцену, где случайно повторилась ситуация, в которой эта актриса оказалась по жизни. И тут, играя себя саму, героиня романа стала размахивать руками, кричать, и нарушать все сценические каноны. Хотя ей самой казалось, что она достигла вершины мастерства...

Так что, вполне может быть, что для Анны Аркатовой играть на сцене саму себя, читая свои стихи - и при этом оставаться естественной и прекрасной - очень и очень непросто.

И это все это за счет поэзии, потому что кроме чтения стихов, ничего на сцене не происходит.

Эти замечательные поэтические спектакли вовсе не походят не концерты, где певец-исполнитель представляет самого себя. Это именно театр, где в главных ролях - поэты. И выход поэзии на театральные подмостки - одно из самых значимых явлений современной культуры.

Выходит много статей о творчестве Анны Аркатовой.

Вот что в "Новый мире" пишет Сергей Костырко - админ "Журнала Журналов":

"из её стихов постепенно уходит «поэтичность высказывания», уступая место собственно поэзии. Путь к ней у Аркатовой, можно сказать, парадоксальный: через «ужесточение взгляда». Взгляд этот — доброжелательный, как бы даже ласкающий, но и по-женски проницательный, то есть рентгеновский почти, «жесткий». Стихи — это то, чем живешь."

А вот филолог и литературовед Дмитрий Бак:

"Стихи Анны Аркатовой в большинстве своем отмечены печатью непосредственности – подкупающе откровенной, иногда наивной... живопись, графика во всех технических деталях известны Аркатовой не понаслышке. Классические живописные изображения аукаются друг с другом... прообразы ситуаций современной жизни, превращаются в живые картины, многое подсвечивающие и объясняющие."

Главная ценность творчества Анны Аркатовой - сама жизнь. Подспудный источник сакрального поля её поэзии - бытовые взаимоотношения. Пространство строф формируется и определяется совокупностью взглядов, оброненных слов, мимолетных прикосновений, случайных встреч в транспорте, в квартире, мыслей на кухне, ассоциаций на прогулке...

И все эти привычные картины в стихах Анны Аркатовой вдруг становятся бескрайней Вселенной, которая лишена и намека на высокопарность. Простота путей, способных находиться в Пространстве её стиха, делает слышимыми - и глубокую гармонию, и дисгармонию чувств.

Поэзия Анны Аркатовой "единственное благо, не уничтожаемое потреблением", а приумножаемое и слушанием, и чтением её стихов:

***

не пламя не камин — но газовой горелки

послушный хоровод

ансамбль язычков

смотри сюда народ

смотри во все гляделки

когда уже зажечь не сможешь без очков

засаленный чугун плиты послевоенной

холодная вода

обмылок весовой

а вот и свет в руке

оладушек мгновенный

ожог — и все опять бежит по часовой

встань среди кухни встань

сифоном с газировкой

свободною рукой гранатовый сцеди

сироп и зарифмуй

шумовку со штормовкой

простой набор вещей

запаянных в груди

ИНТИМНАЯ ЭЛЕГИЯ НА ОТХОД КО СНУ

Запомни это раз и навсегда

По кругу передай своим потомкам

Что смелость покоряет города

А ты уже не будешь никогда

худой и звонкой

Ты можешь есть бисквит и дрожжевое

Они войдут в тебя как все живое

И лягут аккуратным одеялом

На все что ты как женщина узнала

Но дальше темы теплоизоляций

Но дальше темы звукопоглощений

Тебе уже не проложить маршрут

Пока ты тут твой ужас будет крут

Пред общим острием и частным краем

(И внутренне подогреваем)

ужас

Хочу у зеркала спросить

Как можно просто так висеть

Не отражаясь не выражаясь

Просто спросить

Потом хочу пройтись как терапия

Скоропостижным ласковым рапидом

Туда где я стою еще стройна

Сама с собою битва и война

***

сказал, что мы живем на северо-востоке –

и тут же запахнул поглубже воротник,

на свете счастья нет, а есть слова и строки,

и может быть один случайный проводник.

скажи, что мы живем на юге, на востоке –

я все с тебя сниму, войдешь в мои шатры!

но там, где север есть, там чувства однобоки,

как мох на стороне подветренной коры.

***

вы видели последний сериал?

она ушла – он этого не ждал,

потом они уже с людьми чужими

как будто жили.

я не поклонник оперного жанра,

но к этому зачем припала жадно,

не отрываюсь, мучаюсь за чаем,

а сетевую паству поучаю

любить вершины и ценить зерно

искусства настоящего – оно

несовместимо с бедностью канвы,

так в чем же дело? – перебьете вы, –

а в том – кольнет вот тут и перестанет,

и титры побегут,

и ужас глянет.

* * *

Учитель музыки женился на учительнице музыки

И они стали играть этюды в четыре руки

Учитель химии женился на учительнице химии

И пошли у них опыты розовые пузырьки

А учитель актерского мастерства

Выбрал учительницу младших классов

Но душа ее стала с годами черства

И взгляд неласков.

Потому что в совместном их поиске

Она главного не находила

В частности знамений в детских прописях

Как он хотел, мудила

И когда он напяливал маску войлочную

Котика Медвежонка –

То казался ей заколдованной сволочью

Вон как.

Между тем у других педагогов

Все налаживалось понемногу

Видно только распределившись по секциям

Можно как-то пристроить сердце.

И вот как во сне пытаюсь дверь руками закрыти…

Евгения Лавут

наблюдает девушка впервые

как уходят клетки стволовые

не прощаясь не оборотясь

связь была – и до свиданья связь

теплые еще сквозят пустоты

от постоя развеселой роты

ни тебе записки ни дуэли

засыпает девушка в постели

и лежит без лишнего движенья

все еще готова к отраженью

но уже выносят зеркала

в сторону соседнего села

там поди за длинными столами

все сидят с набитыми стволами

кто причесан кто переобут

спящую красавицу (не ждут)

лишь во сне ей чертит уголек

жирную морщину поперек

а потом еще морщину вдоль

чтобы был порядок и контроль

НА БРАКОСОЧЕТАНИЕ NK

NК женился не подавился

сам и проговорился

кто же его жена

светленькая такая одна в длинном платье с распущенными волосами

возможно даже не крашенными – белеют сами

вот NК танцует с нею одной

как всегда в свой единственный выходной

он не то чтобы пренебрегает мной

просто все что ни есть происходит само собой

хотела на клаве набрать слово НЕ

а получилось 76 – и очевидно что-то ведь есть

в этой цифре – то ли предельный возраст,

то ли число пролетающих возле

ну действительно что тебе этот NК, не валяй дурака

ты и сама утекаешь рекою река

как коктейльная трубочка между фаланг

вот дорогие уходят по анг-

лийски шикарные вертятся списки

кто опоздал непременно успел

мир состоит из учебных новелл

сданных билетов чужих отпусков

разве NК

разве NК

разве NК

не таков?

* * *

Иногда думаешь – всё у тебя получится

гладя свежую стопку бумаги

или в пену крутую взбивая белки

а иногда думаешь – летчица ты

лазутчица – всё срисовываешь укрепления

всё расставляешь силки

любу хочешь поймать на свои мимолетные слабости

милу хочешь поймать на свои мимолетные силы

и в ведерке твоем мотыль

и в пакетике сладости

а ведь ничего из того что родители попросили

* * *

говорила maman сделай кок сделай кок

убери эту челку со лба

ну а как убрать там зарублен урок

на носу а на лбу гульба

да такая что проломи стекло

не простое а оргстекло

на столе трещало в окне текло

тело плавилось предвещало пекло

говорило в ответ алло

шелушился обветренный верхний слой

затевалась в нижнем возня

и сдувал мою челку со лба другой

изменяя в лице меня

а теперь отведет мне сухую прядь

мастерица сурьмы и хны

ничего не изменит ни дать ни взять

только корни станут видны

ВОСЬМОЕ МАРТА

*

Когда в прокуренной машине

Тебя везут в аэропорт

С любимыми не расставайтесь

Не расставайтесь с ними, черт,

И пальцы сжав перебирайте

В уме на голубом глазу

Все варианты копирайта

На их случайную слезу

*

без фаты без карнавала

без флердоранжа

выходила – выдавала

клятвы по Ассанжу:

светлым днем и темной ночью

в радости и боли

не вскрывать чужую почту

эсэмэс тем более

*

подобная подобному

сначала так, по-доброму,

потом как всем подобным

под глаз под дых по ребрам

*

Боже – что ни попросишь

Верный даешь ответ

Муж – как его ни бросишь

Вечно глядит вослед

Флэшкой своей затертой

Пенкою для бритья

Синею полумертвой

Чашечкой для битья

*

нет желания слаще

нету мечты заветней

нечего больше деве

ночью просить у небес

только б ей сорокалетней

только б пятидесятилетней

только б шестидесятилетней

остаться в размере S

Перелёт

может я недостаточно долго ещё прожила

чтобы буквами air с перекрашенного крыла

отстранённо смотреть на квадраты полей ручейки огней

и совершенно не думать о ней

может быть я младенец уложенный так подробно

на твоём животе что аквариум внутриутробный

не нарушен всё родственно в фокусе плавает грудь

не разрыдаться — только всплакнуть

так о чем это я заподозренная в цинизме

говорю о любви или всё-таки об отчизне

об искусственном вскармливании ценности молока

как стыковка моя коротка как любовь велика

* * *

когда умрёт падежная система,

и в языке не станет падежей,

сведётся рода лубяная схема —

без крепежа построенных кижей

восстанет образ в смысле пограничном

(и непривычном),

всё множимо и заодно едино,

числа не будет — будет середина,

понятная соседям и гостям,

и там и сям,

и то сказать флективным скоморохом

гуляет речь с подлогом и подвохом,

она, оне — поди их разбери,

переведи — да непереводимо,

проговори — да непроговоримо,

неистребимо и неразлюбимо,

неразродимо возится внутри.

* * *

корабли погибли в шторме

за звездой опасен путь

белый фартук в школьной форме

не испачкался ничуть

всё пропало без возврата

на войне как на войне

два манжета аккуратных

нежно светятся на мне

на полу искрит розетка

в небе копится разряд

под рукой бежит каретка

дедку с репкой ставит в ряд

внешний вид и дисциплина

с ночи собранный портфель

жизни жесткая перина

смерти мягкая постель

* * *

По лесистой дороге — наверно снимали в Таллине —

непонятной модели едет автомобиль,

а вокруг никого, ты лежишь, у тебя воспалились миндалины,

чёрно-белое облако ещё никакой не стиль.

Без особых эффектов взрывается всё в кювете,

но он выползает наружу — кровь и пар изо рта,

а вокруг — хоть умри — ни одного свидетеля,

но зато чистота и ясность, ясность и чистота.

И понятно же, девочки — чем ты ни занимайся,

всё твоё глубоко личное воплотится в простых вещах,

пока на ветру закуривает Регимантас Адомайтис,

пока Юозас Будрайтис поднимает воротник плаща.

* * *

вышло так показали фильмец и мы все его посмотрели

героиня была там умнее цариц безупречней модели

и мы все ходили копировали её пластику

ежедневно, включительно сон, проходили практику

неразбавленной женственности мужества во глазах

головы поворота движенья суставов в пазах

манеры брать трубку и класть её на рычаг

а потом крупным планом закуривать и молчать

и зачёсывать волосы выучились на пробор

горизонт расширялся бедрами коридор

обрывал замки выбивались сухие рамы

с нами были отряды за нами были полки

господа и дамы

мы плечом поводили — слова облетали легки

и сияло нам счастье на расстоянии вытянутой руки

как бессменный ведущий родной Кинопанорамы

Фортепианный концерт в Хаймбахе

(Подражание Лосеву)

Долго ехать к подножию склона,

Два-три города — пряничных клона,

Шёлк дороги, прилежность колёс,

Успокоенный глаз совмещает

Обстановку с простыми вещами

И достатка тяжёлый замес.

Между тем открывается вот что —

Двести лет, голубиная почта,

Впереди никаких перемен,

Не подступишься слева и справа —

Но дрожит под ладонью октава,

И платок опадает с колен,

Кто-то слушает, кто-то бормочет,

Кто-то плачет, а кто-то хохочет,

Дует ветер, луна не видна,

Лишь одним пеленальным движеньем

Всю систему держать в напряженье

Разве музыка может одна?

Только музыка может одна.

Хемингуэй

Когда он погибает на войне,

Она уходит в горы на коне,

С собою взяв его ружьё и сбрую,

Он так и думал и любил такую.

Когда он выживает на войне —

Они вдвоём, другой пейзаж в окне.

Весенний город, клиника в Лозанне.

Она умрёт, не приходя в сознанье.

Когда в округе нет военных действий,

Тем более они не будут вместе.

Вино, веселье, рядом бой быков,

И счастье, обступившее с боков,

Куда страшней охоты, моря, фронта.

Восходит солнце из-за горизонта,

Заходит солнце, остывает речь,

И нет любви, чтоб это уберечь.

* * *

У него на столе порядок —

Ручка к ручке, листок к листку.

А в душе у него упадок.

И не хватит пяти тетрадок,

Чтоб свою описать тоску.

Он к бумаге подносит ручку

И чернил дорогих флакон,

Начинает одно из лучших,

Но её вспоминает, сучку,

И курить идёт на балкон.

Там верёвки дрожат тугие,

Трут прищепки больной зубок,

Там коварная, как сангрия,

Вся испанская драматургия

Рукояткою тычет в бок.

Он дыханье берёт с запасом,

Но подводит его запас.

Дом качается всем каркасом,

И никак не закончить фразу,

По которой легко и сразу

Тихий ангел узнает нас.

* * *

Оделся — и видно, что жизнь позади.

Канадская куртка мешком на груди,

И кепка не красит, а греет.

На два оборота замок запереть,

Перчатки в карманы не складывать впредь,

А складывать на батарее.

Оделся и вышел — а жизнь впереди!

Вот пёс без цепи забегает пути,

Автобусы на остановке,

И женщина смотрит, и чисто вокруг,

Не греет, но светит же солнечный круг,

И вьются же птицы, чертовки.

Знакомство

Храни меня в сухом прохладном месте,

Бери меня четыре раза в день,

Еды не надо. Зрелища и песни

Оставь другим. Давай поговорим.

Я знаю много слов почище ласки,

С которыми гуляют и лежат.

Ты удивишься, как легко далась мне

Вот эта фраза “где у них тут свет?”

Я знаю пауз млечные протоки,

Пока идёшь по выбранным местам

Из переписки, попиваешь соки,

Чтоб нас не заподозрили ни в чём.

Но губ моих вербальное устройство

Тебя не приближает ни на шаг.

Ты многолюбен. Ты — не из геройства,

Ты интертекста лакомый кусок.

Но если взять меня (см. начало),

Я вслух скажу не эту ерунду,

А то — как мало, как безбожно мало

Ты различим в нечаянном ряду.

* * *

Сведённая к нулю, лежащая под спудом,

скребущая во сне изнанку живота —

любовь, я не люблю уже твоей запруды,

в ней глубина — не та,

и фауна не та,

и берег твой погас,

и ты сама, по слухам,

давно ушла в песок с бумажного листа,

а как брала!

на раз!

на дурочку!

на муху!

на раздеванье,

на

ныряние с моста!

* * *

Нет секретов у пластики —

Если лежишь на спине,

Глаже, моложе и ласковей

Кожа на роже вдвойне.

Юности маска посмертная!

Хочешь увидеть? Ложись

сверху — тут дева усердная

символизирует жизнь

в самом её цветении,

где никаких морщин,

трещин,

следов правления

лучшего из мужчин.

* * *

“Они войдут — и негде спрятаться”

Лена Исаева

Собака выросла, состарилась.

Гуляет мало, много ест.

А я — Егоров-и-Кантария —

Всё рвусь в обстрелянный подъезд.

Как будто флаг несу за пазухой,

Как будто орден на груди,

А жизнь такую держит паузу,

Что можно жизнь соорудить!

Из матерьяла из подручного

(Да можно даже без него),

Но я другим вещам обучена

Преподавателем ГО.

Я за минуту с половиною

Перебирала автомат,

Пока он шёл ко мне лавиною —

Во всём, что будет, виноват.

Я промывала раны рваные,

Спасала кукол из огня,

Скажи — откуда же неравные

С тобою силы у меня?

Вот я стою — пролёты сыплются,

Я точно знаю — справа дзот.

Ко мне, мухтар! Собака сытая

Лежит на месте. Кость грызёт.

* * *

Уходящий в комнату другую,

Не допивший моего тепла,

Дай хотя бы вещи упакую,

Что на этот случай берегла.

Что тебе понадобиться может,

Если там пустынно и темно —

Голос мой? Горячечная кожа?

Жизнь? Гордыня? Что-нибудь одно?

* * *

Говорю себе для простоты,

Чтоб не ждать, не рваться вон в подпитии:

Ну, считай, что развели мосты.

А сведут? — не знаю, мы не в Питере…

* * *

Как будто чудом выжившая муха,

Гудит любовь у глохнущего уха,

Поймай её, прихлопни, наконец!

Ты, вроде, с биологией знакома —

Чего ты ждёшь зимой от насекомых?

Порханья? Взлёта? Мёда?

Мо-ло-дец.

* * *

Что делаешь, любимая?

Люблю!

А вечером?

Люблю ещё сильнее.

А ты, любимый?

Я — тебя гублю

Так искренно, так нежно,

Как умею.

* * *

Молодильные яблоки ела,

Ключевую водицу пила,

Чтобы старость меня проглядела,

Обозналась бы, мимо прошла.

Удалось! Не заметила, сука!

И пошли хороводом ко мне

И любовь, и печаль, и разлука,

И тоска на чужой стороне.

* * *

Дёргаешь плечики — что же надеть?

Вечная паника у гардероба.

Брось — начинается третяя треть,

Где-то кроится последняя роба.

Что тебе брошки, платки, кружева?

Думай о главном — ведь ты же большая!

Думаю: главное, юбка жива,

Что надевала, тебя провожая.

* * *

Я отключила дальний свет,

Теперь мы движемся на ощупь.

И рядом — никаких примет,

Чтоб делать это было проще.

И никакой такой звезды,

Что падает в момент приватный,

А только я и только ты,

И выключатель прикроватный.

* * *

Молоко на губах не обсохло,

А уже подступало к соску.

Юность — старости: Что ты, оглохла?

Что молчишь? Наглоталась песку?

Беспросветно влюблённую мямлю

Отведи на шесток куковать —

Не по чину, не время, и нам ли

Всё бояться, что скрипнет кровать?

* * *

Ну и что, что под общим наркозом,

Ну и что — что влияет на мозг.

Я согласна на тихую прозу,

На свечной стеариновый воск.

Я освою простейшие формы,

Дорогие слова одолжу…

Сухо в горле. И ветрено в горне.

И просторно над домом чижу.

***

Вот придут и спросят меня, девонька,

Как же ты жила без ежедневника,

Без открытой с вечера строки,

Той, в которой тлеют смысла строгие угольки?

Где ты грелась, речь качая голую,

Между мужем и начальной школою,

На каком таком каталась пони?

Я скажу им - я читала сонник,

Извините - я читала сонник,

Я спала, я делала закладки,

А в ушах моих дрожали ватки,

А в глазах стоял сплошной норштейн,

Вот

Тоже мне подарок старость -

Никому не миновать

Тоже молодость подарок-

Никому не удержать..."

и весь мой угольный бассейн.

Это в смысле целеполаганья.

До свиданья, Аня, до свиданья.

***

Неправильно говорить - они не нашли общего языка,

А правильно говорить - они его не выучили пока,

Может не было курсов или дорога была далека,

И толпилось за словом слово в ожиданьи звонка.

Между тем классы его и уроки везде и всюду,

В любой разутюженной складке, в том как разлить и помедлить,

И особенно в том как в четыре руки - никогда не забуду-

Мы пытались наклеить обои стык в стык

Чтоб ромашки сошлись и стебли.

***

Господи, сделай небесное сальто,

Дай как-то выжить без личного сайта,

Дай безнаказанно определиться,

Не заводя персональной страницы!

Не спрашивай, где тут вставляется флэшка -

У нас от кастрюльки валяется крышка.

Что тебе пульт и другие наушники -

Накорми меня сушками обложи подушками,

Залечи возьми градусником до темнот

Моё горлышко красное и живот,

Вот уж не думала, Господи, вот,

Что у нас с тобой до такого дойдёт.

***

Тоже мне подарок старость -

Никому не миновать

Тоже молодость подарок-

Никому не удержать

Тоже мне любовь подарок -

Так бояться потерять

Что не есть не спать не плакать

Только б первой умереть

* * *

нужны стихи и как-нибудь одеться

такое видишь маленькое сердце

всего лишь две позиции активны

ну не противно?

а между тем пока стихи скликаешь

пока штаны по цвету подбираешь

пока кружишь от этого к тому

весь мир в него зайдет

по одному

Свидание

а мы сидели в полной темноте

как будто в дикой лампочке стоваттной

бесился счетчик слева это наш

и капал сок как будто сок томатный

потом молчали как молчат в кино

когда уже и музыка и титры

а нужно встать и заживо пойти

на улицу где львы одни и тигры

* * *

вот интересно, тринадцать десять — это все еще час?

если меня решили повесить,

почему меня, а не нас?

если меня бросают с вершины,

где ты в этот момент?

покупаешь ессентуки, меняешь резину,

натягиваешь у подножья брезент?

* * *

вот что я делаю, раз уж не делаешь ты,

раз уж искусственное на кону зачатье —

чистые по столам собираю листы,

и нажимаю версию для печати,

слушай, как тужится принтер, кряхтит взахлеб,

как на строке он сбивается нецензурной,

сунем бумагу ему не размоченный хлеб,

поковыряем в чернилах его пурпурных,

на подоконнике корчится суккулент,

серой плацентой ложится на дно столица,

девочка скажут — а был ведь ничтожный процент,

что эта дурочка в принципе разродится.

Жест

А. Ш.

«Одной рукой держась за край саней,

Другую вверх вздымает на морозе,

Все под прямым углом — удобно ей?

Не затекут ли ноги в этой позе?

Попробуй сядь как здесь на полотне —

Скамеечку возьмешь, спасая спину!» —

И он, наброски делая вчерне,

Наметил возвышение — и сгинул

В уловке этой, сорвались винты,

Бессмертный жест держащие на сломах…

Нет, замысел не фраер — то-то Ты

Морозову отбросил на солому.

* * *

От тебя пахнет полем и садом,

С тобой вкусно пьется и сладко спится,

А от меня пахнет змеиным ядом,

Потому что болит у меня поясница.

Но когда в боли налаживается промежуток

Я сажусь, осторожное ложе сжав,

Неподвижная нижняя посреди суток,

И ты спрашиваешь — намотать тебе шарф?

Берешь и наматываешь мне шарф.

Шерстяной длины

Поперек спины.

И вот тут уже словом пахнет и делом,

Буквой, матрицей, корневой гласной!

А до этого только раскрошенным мелом,

Рифмой высохшей, перетопленным маслом.

Новогоднее

Представим день и вот по этой строчке

Попробуем пройти поодиночке

Опоры нет все поручни во льду

Срывается каблук на полушаге

И весь ты из картона и бумаги

Летишь наверх твердишь белиберду

Но всей зиме во всех её начёсах

Понятны знаки паузы вопросы

На лобном месте главного катка

Замрёшь как ель и под тобой на фото

Подобие цветного эшафота

А ты-то думал нового витка

***

Деревьев спиленных суставы зеленкой смазали до лета.

(Свежа метафора, вы правы, когда б не совпаденье цвета!)

Теперь живее всех кто живы, они коленками наружу

Стоят, и гипсовая жижа небес всё ближе, бинт всё туже,

Ноябрь инструмент стерильный перебирает для проформы,

Чтоб каждый сам собой посильно пошёл на запах хлороформа -

Так, проводя увеличенье происходящего за рамой,

Во мне закончится леченье одной отдельно взятой раны,

Но, между образов кочуя (как будто, - думая, - как будто)

Душа-лошадка, снег почуя , войдёт в покои травмопункта.

***

Как с тобой говорить?

Из чего выбирать слова?

Деревянных кубиков высыпан алфавит,

Лук на эль, а на ха вообще халва –

Все вранье. Виноградом твой дом увит-

Не вини эти ягоды, нету их, урожай

Собирай с берёз, выгнанных за окно,

Вот им ветки спилили,

Вот нестерпимо жаль

Угадай кого. Не говори кого.

* * *

А я и не знала, как ты тяжёл — и как я легка,

А ты берёшь переносишь меня на облака,

Берёшь и катаешь, как крошку по простыне!

Я новую сделала дырочку на ремне,

Теперь меня можно проще — в один обхват

Поднять и два раза в твой завернуть халат,

С жизнью оставить один на один — пока

Мне не сказали, как она коротка.

* * *

— придираешься?

— нет, притираюсь,

я стараюсь, очень стараюсь,

посмотри, обе пятки натёрла!

— а ладони? а локти? а горло?

* * *

Представим, что ты один и что я одна,

И что это краска такая, а не седина,

И что эта дверь без причуд об одном ключе,

И что я в тебе уверена, как во враче.

И мы входим внутрь безо всякого багажа,

Захотим — пьём из горлышка или едим с ножа,

Захотим — выключаем свет, подключаем джаз,

Захотим — отключаем всех, кто тревожит нас,

И назавтра наденем то, что сейчас сорвём,

Падая замертво — зная, что не умрём.

* * *

На мостик становилась,

Садилась на шпагат,

И где, скажи на милость,

Весь этот аппарат,

Который мог без боли,

Без трещинки в седле

Соединять собою

Две точки на земле.

* * *

Скажу, что не приеду. Хватит.

Но приезжаю — и кручусь,

Драматургиня акробатик,

Химичка разума и чувств.

Салат из молодых побегов

Готовлю, пробую вино,

Как будто праздную победу,

Как будто знаю кто кого.

* * *

Любовь, когда невозможно

Найти в походке изъян,

Когда для работы мозга,

Дай запах твоих семян,

Любовь, когда растворимо

Нерастворимое дно,

Когда и бегущий мимо

Дальше бежит любя.

* * *

Думала, время — стремя

Для тех, кто готов бежать,

А вышло, что время — бремя:

“Что, милая, будем рожать?

Давай, надевай на низком

Устойчивом каблуке,

Ты же из группы риска —

Чокнута на звонке,

Ты же на запах ёлки

Выскочишь — побежишь,

Ты ж на одной заколке

Рыжую держишь жизнь.”

* * *

Самое отважное:

Мама, можно я сегодня без шапки?

Самое опасное:

Мама, можно я сегодня у подруги?

Самое последнее:

Мама, можно я сегодня у тебя?

* * *

Страх, что выброшу ключи

с мусорным пакетом.

Страх, что голос замолчит.

Всё? Больше страхов нету?

* * *

С.Г.

Очерти этот круг, за который поэту нельзя:

Одиночество, бедность, скупую аптечную мерку,

Обведи это взглядом — и взгляд обмелеет, скользя,

И упрётся опять в дорогую свою пионерку.

Вон она, вырастает из формы,

роняет портфель,

Сколько алого шёлка пошло на багрец пубертата!

Одиночество, бедность — ближайшая в сущности цель,

А какой заповедной казалась когда-то,

Когда-то…

* * *

Ну, вот и сублимация любви —

Я думала, всё будет чин по чину,

Ты выберешь меня, а я — мужчину,

А выбран стих и проза,

С’est la viе…

* * *

Приходи — я включу DVD,

Я подвинусь — осваивай Windows.

Говорят, удаляют любовь из груди —

Это смерть? Или так, инвалидность?

* * *

Характеристика воздуха:

Валяное сукно.

Скажешь “люблю” вполголоса —

Пуговицы в окно.

Если же брать по плотности

Воздух — граниту брат,

Видишь разбитые лопасти?

Просьб моих продотряд…

* * *

Кроме тебя — никого.

Кроме меня — легионы

Письма суют в комод,

Прячут в подушку стоны,

На телефонную связь

Молятся, как на завязь:

Длинный гудок — ты свят.

Занято — обозналась.

* * *

Вынутое из контекста,

Вымытое как плод

Новорождённый — честно

Счастье моё орёт.

Плачет, гулит, алеет,

Просит, чтоб дали грудь,

Знаю, что заболеет,

Знаю, не даст уснуть —

Вот и заводит самка,

Мамка навеселе

Лепета ли овсянку,

Ласку на киселе,

Только как ни старайся,

Боже, из кожи лезь —

Больше не будет райской

Адская эта смесь.

* * *

Я живу у переезда.

За шлагбаумом слежу.

Строчки бродят бесполезно

По второму этажу.

Чу! подъехал поезд вроде,

(-шлёп-шлаг-баум-баум-шла-)

Осторожно — жизнь проходит!

Будь внимательна — прошла…

* * *

Приснилось, что ты меня бросил,

Проснулась в холодном поту.

Какая тревожная осень,

Как голос в аэропорту.

И боль так свежа, так воскресна,

Что падает книга из рук,

Что кажется — встанешь из кресла

И… полная ясность вокруг.

"