Posted 15 июня 2015,, 21:00

Published 15 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:41

Updated 8 марта, 03:41

Теплица образцового арт-хозяйства

Теплица образцового арт-хозяйства

15 июня 2015, 21:00
Громкое открытие с приглашением супермоделей и голливудских знаменитостей произошло на прошлой неделе в главном парке столицы. Более пяти тысяч выставочных площадей получилось из перестроенного советского ресторана «Времена года». И хотя специально к этому событию был приготовлен десяток выставок и проектов, они стали

Невероятный трюк, который совершил Рэм Кохас в Москве, – из прославленного архитектора он превратился в дизайнера. Он как будто отказался от амбиций построить что-то новое и решил правильно обустроить здание 1960-х годов. Тут тебе и общий прямоугольный план (как у близлежащего ЦДХ), и оставленная нетронутой полуразрушенная советская мозаика, и бетонные перекрытия, и еще масса деталей, которые напоминают о расхожем хрущевском модернизме.

Впрочем, главные посетители этого заведения вряд ли будут обращать внимание на милые цитаты американца. Для них приготовлен совсем другой набор модных сигналов: весь фасад переливается серебром поликарбоната (материала, как подчеркивают знатоки, чаще используемого в теплицах и других временных постройках), часть стены поднимается на манер гильотины, открывая просторный холл, а на крыше устроено гульбище, сопоставимое с футбольным полем. В общем, в Парке Горького появился сшитый по всем мировым лекалам центр единения продвинутой, прозападной публики. Что внутри – почти неважно, главное, всякий человек, приходящий к Колхасу, чувствует, что попадает в пространство, не поддающееся московскому прагматизму. Даже то, что ты не переступаешь никакого порога, а проходишь с уличной площадки внутрь, продолжая фланировать по парку, – уже сбивает координаты: а как же в дождь и снег? Вода вовнутрь не затечет? Господа, хватит задавать глупые вопросы – ваше дело проникаться флюидами актуального искусства.

Что касается, собственно, искусства, надо сказать одну принципиальную вещь. Хозяева нового павильона – Центр современной культуры «Гараж» – теперь называют себя музеем. Для них отныне очень важна архивная и просветительская работа. Именно поэтому большая часть проектов носит ретроспективный характер. Из тех, что особенно впечатляют, – изучение Антоном Видоклем русского космизма (с приложением невнятного видеофильма, но очень внятного стенда с произведениями авангардистов, мечтавших об освоении космоса), а также воссоздание американской выставки в Сокольниках, прошедшей в 1959 году и открывшей советским людям достижения тлетворного Запада (включая абстракционизм). Здесь нельзя не согласиться со многими критиками, посчитавшими такой ход слишком банальным. И так уже все уходят в историю, а территория современного искусства сжимается, как шагреневая кожа.

Правда, в качестве «затравки» для ценителей более-менее актуального арта в «Гараже» показывают две небольшие инсталляции знаменитой японской художницы Яей Кусамы (ее работы узнаются сразу по фирменному гороху и кружочкам на всех поверхностях). Если же на вас упадет сверху шарик от бадминтона, знайте, что это произведение Риркрита Тиравания: художник предлагает зрителям участвовать в различных акциях (готовить и поедать пельмени, например), создавая в музее давно уже апробированное «искусство взаимодействия». Из серьезных заявок нового музея – осенняя выставка Луизы Буржуа, создательницы огромных статуй пауков и крыс. Вот тогда, наверное, новый павильон и станет не только прогулочным местом, но и контрагентом мирового художественного движения.

"