Posted 15 июня 2014,, 20:00
Published 15 июня 2014,, 20:00
Modified 8 марта, 04:07
Updated 8 марта, 04:07
Но скрытыми от нас сегодняшних остаются не только фамилии творцов, но и многих из представленных на картинах мужчин и женщин. И это полноправное соседство известных по учебникам истории государственных мужей с простыми петербуржцами выводит экспозицию за художественно-стилистические рамки и формирует своего рода «групповой портрет» жителя Петербурга позапрошлого века.
Это очень разные по возрасту, сословию, социальному положению люди. Но сквозь индивидуальные черты каждого из них «проступают» типические черты времени и эпохи, как бытования, мировоззрения, миропонимания. Недаром, по мнению русского писателя и общественного деятеля Сергея Аксакова, все, кто когда-либо жил (живет) на земле – «действующие лица великого всемирного зрелища, с незапамятных времен представляемого человечеством», и все достойны «воспоминания». Выставка и является этим воспоминанием, своеобразной машиной времени, главными «механизмами» которой стали кисть и резец.
На картинах Павла Брюллова – художника и архитектора, сына профессора архитектуры Императорской Академии художеств Александра Брюллова и племянника «великого Карла» – изображены его мать и жена. Оба портрета датированы второй половиной XIX столетия, лица женщин на них спокойны и умиротворенны. Совсем иное настроение несет в себе эскиз 1900-х годов, где запечатлен в мундире Петербургского университета сын художника Борис. В опущенных веках, слишком глубоких для совсем молодого еще человека межбровных складках, необъяснимой обреченности всего облика – невнятная тревога, дурное предчувствие… Павел Александрович Брюллов умер в 1914 году, за три года до октябрьского переворота; его сын сгинет в сталинских лагерях в конце 1930-х, но каким-то непостижимым образом отец словно предугадает грядущие личные и общественные драмы и транслирует их в беглом эскизе…
Прославившийся в свое время великолепным портретом Александра II немецкий художник Карл Фридрих Рейхерт, чье имя трансформировалось на российской почве в Федора Мартыновича, представлен на выставке чудесным портретом великого князя Алексея Александровича в подростковом возрасте (1863). Кисти придворного портретиста российской императорской фамилии Егора Ботмана принадлежит портретное изображение видного военного и государственного деятеля графа Дмитрия Милютина (1881). Вопрос же об авторстве написанного в первой трети XIX века портрета первого директора Петербургского практического технологического института Ивана Евреинова до сей поры остается неразрешенным, несмотря на то, что стоящая в нижнем левом углу картины монограмма как две капли воды похожа на монограмму Ореста Кипренского. Экспозиция дополнена сорока портретами российских государственных деятелей от петровского времени до царствования императора Александра I, созданными в XIX столетии. Это варьируемые копии с полотен XVIII века.