Posted 15 июня 2011,, 20:00

Published 15 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:23

Updated 8 марта, 06:23

Каждая стена – это дверь

Каждая стена – это дверь

15 июня 2011, 20:00
В Мраморном дворце Государственного Русского музея проходит выставка «Врата и двери». Экспозиция уникальна уже тем, что специально для нее были изготовлены одиннадцать инсталляций, а три четверти из представленных работ демонстрируются в Петербурге впервые.

Живописные полотна, фотографии и арт-объекты погружают посетителей в особую атмосферу недосказанности. Дверь – не просто кусок дерева или пластика, с помощью которого можно укрыться от окружающего мира, врата – не только элемент архитектуры. «Вход» и «выход» наделены в христианском сознании и восточно-христианском искусстве символическим и философским смыслом. Именно поэтому так органично вписались в экспозицию и левая часть храмовой двери, изготовленной для домового храма в Малых Ижорах (Андрей Мишин) и старинные иконы.

«Образ двери имеет отношение к самым глубинным аспектам пространственного опыта, – рассказал корреспонденту «НИ» ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея Антон Успенский, – где духовное взаимодействует с материальным, а сакральное проступает сквозь обыденное».

Владимир Козин. Рай. 2009

В ряду самых символичных работ – «Дверь» Михаила Рогинского, одна из самых знаменитых вещей после «Черного квадрата» Казимира Малевича. Работая над изображением бытовых предметов, художник дошел, в конце концов, до того, что изготовил самую настоящую дверь и таким образом «открыл дверь» в русский концептуализм.

Специфика некоторых конструкций поставила организаторов перед необходимостью разместить их прямо в музейном дворике. Так, у входа в Мраморный дворец «выросла» знаменитая «Ротонда» Александра Бродского из Пермского музея современного искусства. По замыслу автора, она предназначена для того, чтобы «развести огонь в очаге и любоваться пейзажем» (что, увы, не помешало труппе недовольных граждан в апреле прошлого года поджечь саму «Ротонду»). Скупой урбанистический пейзаж «просачивается» сквозь состоящую из дверных проемов стену, и невозможно отделаться от ощущения условности каких бы то ни было преград. В том числе – временных.

Однако абсолютно вневременными в выбранном контексте оказались и великий реалист Николай Богданов-Бельский с хрестоматийной работой «У дверей школы» конца XIX века, и один из лидеров русского авангарда Павел Филонов с «мозаичными» «Нарвскими воротами» (1929 года), и написанный в 1980-м «Гоголь» Ольги Булгаковой.

Настоящее лихо вторгается в прошлое посредством инсталляции Людмилы Беловой «Архив». Похожие на почтовые ящики коробочки с вмонтированным на фасаде дверным глазком предлагают заглянуть в былое и прочувствовать его материально. Черно-белые фотографии лестниц парадных дополняются записью звуков – смех, шаги, хлопнувшая дверь, негромкая песня. Время здесь то ли остановилось, то ли бежит по кругу или по нескончаемому лабиринту. Впрочем, если обратиться к выполненному в смешанной технике объекту Александра Джикии «Лабиринт», станет ясно, что и лабиринт есть не что иное, как сильно запутанное расстояние между дверьми.

"