Posted 15 июня 2011,, 20:00

Published 15 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:23

Updated 8 марта, 06:23

Вечная кровь

Вечная кровь

15 июня 2011, 20:00
В Москве открылась передвижная выставка World Press Photo, которая отмечает лучшие снимки прошлого года, опубликованные в газетах и журналах. Именно этот конкурс пытается соединить злободневность с искусством. В разных номинациях жюри выбирает актуальные кадры, в которых видно еще и мастерство художника. Впрочем, если

World Press Photo и его итоговую выставку, путешествующую по миру, не раз обвиняли в кровожадности. Шутка ли, в центре кадра бронзового призера в номинации «Общие новости» Хавьера Манцано – оторванная голова одной из жертв наркотической войны в Мексике. А серебряный лауреат в номинации «Спорт» Густаво Куэвас запечатлел, как бык протыкает рогом челюсть матадора. Когда же речь заходит о главном событие прошедшего года – землетрясении на Гаити, – здесь уровень боли и крови просто зашкаливает.

Этот же конкурс не раз провоцировал общественность на обсуждения морали репортерского дела: не лучше ли отбросить камеру и просто помочь страждущим? Самая сильная и самая страшная из всех серий этого сезона, фотоистория бразильца Вийеры, заслужила «почетное упоминание»: журналист кадр за кадром снял уличную перестрелку между двумя бандитами в Рио-де-Жанейро. И это далеко не голливудский драйв – люди остервенело расстреливают друг в друга в упор и выживших не предполагается. И как при таком раскладе у фотографа хватает духа щелкать затвором?

Вместе с тем для российского зрителя World Press Photo – один из немногих шансов увидеть мир и его события без фильтров цензуры и политкорректности. Телевидение такого не покажет – его немедленно обвинят в садизме. Фотография же обладает особой презумпцией – любой кадр можно воспринять не просто как факт насилия, но как своего рода символ. Вот в ночном небе Будапешта подобно комете несется горящая фигура (первая премия Петеру Лакатосу за «горячие новости»). И если не знать, что это самоубийца, поджегший себя на мосту Свободы, можно порассуждать о невероятной красоте кадра. В то время как полицейские пытались уговорить 40-летнего мужчину спуститься, фотограф держал аппарат на прицеле ради «искусства», которое требует жертв.

Выдавая главный приз за лучший снимок, год от года жюри World Press Photo подчеркивает двойственность репортерского искусства: да, за ним стоит актуальное событие, горячая новость, смелость быть в метре и в секунде от смерти – но всякий раз большой мастер опрокидывает «временное» и сиюминутное в вечность. Лучшая фотография-2010 – это картинный портрет Джоди Бибер, созданный по канонам ренессансной живописи. Вот только у героини на портрете (19-летняя Биби Аиша) зверски отрезан нос – так талибы наказали афганскую девушку за бегство от мужа. В этой «спокойной» картине сошлись все актуальные проблемы для западного журналиста: ислам, кровавая месть, бесправие женщин на Востоке. К слову, вторую премию за портрет получил голландец Юст ван ден Броек – за отличный снимок питерского кадета с исторического корабля «Крузенштерн» (и это, к сожалению, единственный «российский след» на престижном конкурсе в этом году).

Парадоксальность репортажного фото особенно заметна в тех номинациях, где по определению все должно быть красиво и высоко духовно: «культура и искусство», «природа». Между тем первую премию получил кадр ирландца Эндрю Макконнела, сделанный в трущобах столицы Конго. Рядом с горами мусора, страшной нищетой и разрухой, отгородившись от улицы жалким пластиковым щитом, 37-летняя женщина самозабвенно играет на виолончели. Продавщица яиц Жозефина Мпонго нашла себя в оркестре, созданном на средства благотворительного фонда. А вот ее ровесницы из Мексики – статные тетушки Кармен Роза и Джулиа Паченья (вторая премия в разделе «Искусство» итальянцу Даниэле Таманьи) – нашли призвание в другом виде развлечений. Они участвуют в боях без правил. Дородные домохозяйки в длиннополых юбках молотят друг друга на уличном ринге; на них делают огромные ставки как на боксеров и рестлеров. А после боя, как сотрут кровь, залепят синяки, идут вместе на базар и судачат о подругах и семьях.

МНЕНИЕ

Фотокорреспондент «Новых Известий» Анатолий МОРКОВКИН, лауреат World Press Photo 1992:
– На конкурсе World Press Photo 1992 года я получил две премии «Золотой глаз» – за одиночный снимок и за серию. Одиночная фотография, которая стала лауреатом, – «Убийство гамсахурдиста в микроавтобусе». Снимок был сделан в 1991 году. Бойцы Китовани победили Звиада Гамсахурдиа (президента Грузии) – ему пришлось бежать в Чечню. Но гамсахурдисты, его сторонники, еще остались в Тбилиси. Они собрались на площади на окраине города. Митинг был довольно многочисленный – собрались около двух тысяч его сторонников. Приехали бойцы Китовани на трех «рафиках» и стали разгонять митингующих, стреляя в воздух холостыми патронами. Сторонники Гамсахурдиа вместо того, чтобы разойтись, развернулись и побежали в сторону бойцов Китовани – те стали стрелять уже боевыми патронами, но по ногам. Впоследствии на площади было «накрошено» около ста человек – с разными ранениями, некоторые были убиты. Я бежал вместе со всеми. Два «рафика» с бойцами уехали, а водитель третьего не смог завести машину. Гамсахурдисты начали избивать его, засунули пистолет в рот и пытались застрелить.
На конкурс World Press Photo фотографы присылают лучшие снимки, которые отражают события, происходящие на Земле. А что происходит в мире? В Европе появился смертоносный вирус, который убивает людей, происходят бесконечные войны и вооруженные столкновения. Получается, что самые главные события, которые волнуют весь мир, так или иначе, связаны с насилием, с какими-то трагедиями. «Болевой порог» все время понижается. Раньше лежащий на улице человек, у которого случился приступ, вызывал шок. А сейчас гора трупов у многих не вызывает ужаса. Сейчас это вызывает любопытство. Соответственно снимки становятся все более жестокими, изобилующими кровавыми подробностями.
Записала Елена Рыжова

"