Posted 15 июня 2010,, 20:00

Published 15 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:01

Updated 8 марта, 07:01

Приз для сердитого человека

Приз для сердитого человека

15 июня 2010, 20:00
В этом году фестиваль анимационного кино в Аннеси отмечал свое 50-летие. С 1960 года, когда был организован этот первый в истории анимационный смотр, маленький городок, прозванный французской Венецией из-за чудесных кривых улочек и каналов, стал законодателем анимационной моды. И хотя сегодня это звание пытаются отбить

Конечно, роль играет и почтенный возраст фестиваля, и его удобное месторасположение, и чудесная атмосфера (сюда ежегодно приезжают сотни европейских студентов, устраивая веселье в кинотеатральных залах и на улицах). Но все же главное ноу-хау Аннеси – умение фестивальной команды, возглавляемой сегодня исполнительным директором Тицианой Лоски и арт-директором Сержем Бомбергом, чутко улавливать веяние времени и актуальные тенденции.

А тенденции возникают довольно неожиданно: вчера еще бессистемное анимационное варево вдруг обретает свои яркие доминанты. Одной из них стала в последние годы тяга к анимационной документалистике. Все больше мультфильмов делаются по реальным событиям. Чаще всего для создания таких картин режиссеры берут настоящие интервью с реальными людьми, которые затем иллюстрируют в анимационном ключе. Другие авторы подходят к процессу более креативно. Например, болгарский канадец Теодор Ушев свой новый фильм посвятил малоизвестному кинорежиссеру Артуру Липсетту. Собрав документальную информацию об этом малоизвестном сегодня, но в прошлом очень влиятельном кинематографисте, Ушев создал полудокьюментари, полуфикшн, исследующий внутренний мир депрессивного талантливого мастера. Фильм стал одним из фаворитов фестиваля, но от жюри, к сожалению, получил только «специальное упоминание».

Возрастающая популярность документальной анимации была заметна еще в прошлом году. Этот же смотр продемонстрировал неожиданно большое количество социального кино. После длительного периода повальной аполитичности, аниматоры вдруг снова заинтересовались общественно-политическими проблемами. Одни принялись обсуждать экологию (Гифуи Бодо в «Давайте загрязнять»), истощение природных ресурсов (Пит Бишоп в «Масляной истории») и исчезновение животных (Изабелла Плучинская в «Эстерхази»). Другие – строить антиутопические миры (Тарик Салех в «Метропии»), рассуждать об экономическом кризисе и безработице (Льюи Йан в «Пирсинге») и определять роль искусства в современном мире (Карлос Санта в «Мистических предчувствиях Леона Прозака»). Третьи – создавать метафорическое кино, уподобляя влюбленных в войну мальчиков «Корове, которая хотела стать гамбургером» (Билл Плимптон), или конструировать историю с логотипами в качестве действующих лиц (группа авторов оскароносной «Логорамы»).

В этом потоке политизированных высказываний наиболее ярко смотрятся те, где социальные проблемы обсуждаются в наиболее интимном ключе. Таков главный фаворит фестиваля – «Сердитый человек» норвежки Аниты Килли. В красочной перекладке с элементами объемного кино она рассказала душераздирающую историю про маленького мальчика, который сталкивается с агрессивными припадками собственного отца. Тоненький голосок, произносящий «Папа, папа, не выпускай сердитого человека», никого не оставил равнодушным, и фильм получил сразу три приза, включая спецприз жюри, приз от «Юнисеф» и приз зрительских симпатий.

Увы, далеко не все решения жюри были столь удачны, как в случае с этим спецпризом. Так, главную награду в короткометражной категории получила незамысловатая, хоть и симпатичная австралийская сказочка «Потерянная вещь», а в студенческом конкурсе призы разошлись по симпатичным и забавным, однако отнюдь не новационным работам. Зато с Гран-при в полном метре – не поспоришь. Он достался одной из самых ярких картин минувшего года, отмеченной уже немалым количеством похвал и номинацией на «Оскар», – «Бесподобному мистеру Фоксу» Уэса Андерсона. Этот фильм хорошо иллюстрирует еще одну тенденцию – расширение диапазона анимационного кино. Еще вчера сложно было представить, чтобы не самый известный режиссер снял в Голливуде дорогой полнометражный мультфильм, сделанный в непопулярной технике (куклы) и предлагающий нестандартный взгляд на мир. Наши прокатчики к подобному кино пока еще относятся с опасением, однако будем надеяться, что в самое ближайшее время «Мистер Фокс» появится на наших экранах.

"