Posted 15 июня 2010,, 20:00

Published 15 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:01

Updated 8 марта, 07:01

Ярмарка директоров

Ярмарка директоров

15 июня 2010, 20:00
Ярмарка директоров

Здесь, по идее, должна быть колонка об итогах сезона. О том, какие замечательные (или не слишком) открывались у нас выставки. О том, например, что Пушкинский музей побил рекорд посещаемости – через гастрольного Пикассо из Парижа прошло 250 тыс. человек. Вот только не уверен, нужно ли считать четырехчасовые очереди достижением музея или признаком его неготовности принять арт-блокбастер (насчет того, чтобы его сделать самому, я уж давно не заикаюсь). Можно было бы поговорить о том, как дружно наши музеи провалили День Победы: не было ни одной серьезной экспозиции и даже попытки создать что-то интересное и новое. Но все это будут такие же дежурные слова о нехватке денег, креативности, инициативности и прочих скучных вещах.

Между тем ровно год назад в нашей застоявшейся музейной среде наметилось движение, которое может эту среду серьезно изменить. Я говорю о снятиях-назначениях. Как раз в середине июня 2009-го в Третьяковке представили нового и.о. генерального директора Ирину Лебедеву. Она заступила на пост после добровольно-принудительной отставки Валентина Родионова. Комментариев по этому поводу было много, но все они сводились примерно к одному: вместо хозяйственника к руководству пришел искусствовед. Другое дело, что первые громкие выступления госпожи Лебедевой упирались в хозяйство – уже подписан указ о сносе здания Дома художника, и Третьяковке нужно срочно отвоевывать новое помещение.

Каких-то серьезных перемен в выставочной политике пока не произошло. Впрочем, одна тенденция явно наметилась. Едва ли не первым проектом, под которым подписалась Ирина Лебедева, стала отличная выставка Франциско Инфанте «Снежный меридиан». С нее вообще открылся «зал спецпроектов». Инфанте, конечно, классик современного искусства. Но в данном случае его показали как актуального художника – и показали роскошно (с перекраской стен, с проекциями, особым светом и т.д.). Здесь, конечно, главная заслуга приглашенного куратора Полины Лобачевской. Но уже одно то, что этого куратора пригласили, не побоялись визуального эксперимента, говорит об интересах директора. Они, эти интересы, в современности.

В скором времени кадровый вопрос встал в другом важном заведении – в Музее архитектуры. В самом начале года скончался его директор Давид Саркисян. Наследство, прямо скажем, не подарок, хоть и в самом центре Москвы: ни достойной экспозиции, ни выверенной стратегии у музея не было и поныне нет. И это при том, что в остальном мире музеи архитектуры – на самой передовой линии. В апреле был представлен новый директор МУАРа – Ирина Коробьина, остающаяся еще и руководителем своего Центра современной архитектуры. Самым заметным деянием госпожи Коробьиной было приглашение иностранных звезд архитектуры с лекциями в Москву и пропаганда русского конструктивизма.

И вот здесь уже можно говорить об общем портрете «нового директора». Добавим к представленным дамам еще и директора Музеев Кремля Елену Гагарину (она до сих пор проходит по разряду «новичка»). Итак, наш директор относительно молод (во всяком случае, не пенсионер) и амбициозен. Он профессионал (Лебедева – по искусству ХХ века, Коробьина – архитектор, Гагарина – историк), а не функционер или любитель. Западник по идеалам и устремлениям (в спорах о древнерусском наследии Лебедева и Гагарина, конечно, на стороне музея, а не церкви; любимый музей Ирины Коробьиной – модный венский Музей дизайна МОК). Наконец, и это самое главное, он знает современное искусство. Это главный его козырь. Здесь уже галеристы и художники не смогут кивать – мол, посадили чиновника, махрового классика. Для него музей – не хранилище, а именно выставочная площадка.

Если же посмотреть на директорскую троицу критическим взглядом, можно увидеть слабые места. Нельзя сказать, чтобы это были яркие, пассионарные, решительные личности. Они держатся середины, что называется, не лезут на рожон. Эдакие хранительницы музейного очага. Их карьера не отмечена смелыми жестами, мощными прорывами – о своих вкусах они прямо не заявляют (чтобы кто-нибудь не обиделся). Оно и понятно. Все они получили кресло после скандалов своих предшественников (что касается Давида Саркисяна, всем было известно его активное неприятие московской архитектурной политики). Теперь их главная задача – внедрить что-то новое, не меняя системы в целом. В принципе, это именно тот тип менеджеров, который активно выращивает власть. В любом случае в ближайший сезон сразу можно предсказывать главную музейную выставку, которую будет изучать культурное сообщество – выставку директоров.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"