Posted 15 июня 2005,, 20:00

Published 15 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Те же на манеже

Те же на манеже

15 июня 2005, 20:00
Почти одновременно открылись арт-смотры в Венеции и Базеле. Одна из обнадеживающих тенденций 2005 года – этим летом российское искусство можно увидеть почти на каждом континенте. Правда, никаких открытий миру такое представительство не предвещает.

Главным событием лета-2005 в области современного искусства оказалась Венецианская биеннале, на днях открывшаяся в Италии. По традиции, в первый же день работы этого международного смотра вручаются призы лучшим национальным проектам. Россия получала столь высокую награду только один раз в самый разгар перестройки, когда весь мир с умилением наблюдал за горбачевскими реформами и каждую работу русского художника-концептуалиста (будь это заграничный Кабаков или наш Гриша Брускин) воспринимал как откровение. Времена изменились: пародиями на соцреализм и матрешки сегодня Запад уже не удивишь. В моде, как и прежде, оказываются глобальные темы: религиозной, расовой или половой идентичности. По наблюдению экспертов, в Венеции в этом году умы кураторов занимал «женский вопрос». Причину такой актуальности феминизма увидели в том, что первыми лицами, диктующими художественную политику этого престижного смотра, оказались женщины. Среди них испанка Роза Мартинес, которая этой зимой была в составе организаторов Московской биеннале. Не без ее влияния жюри присудило главную премию французской экспозиции и лично ее куратору Аннет Мессаже. Российская инсталляция из Нижнего Новгорода Idiot Wind, где зритель физически испытывает дуновение ветра в полутемной комнате, – в число фаворитов не попала. Зато явным успехом в дополнительной программе смотра пользовались художники, без которых не обходится ни одна московская выставка современного искусства: группа «Синие носы» (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров) доставила в Венецию картонные коробки, на дно которых проецируются «видеокомиксы» из жизни парочки русских идиотов в семейных трусах (эдакие русские Бивис и Батхед). Не обошлось и без работы Олега Кулика.

Если уж следовать мировой тенденции, то в Венецию стоило бы привезти российскую выставку, которая сейчас с триумфом идет в Вашингтоне в Национальном музее женского искусства. Там показывают два десятка картин художницы Натальи Нестеровой под общей темой «Отражения лета». Нестерову никак нельзя назвать бунтарем, и в советское время она была высоко почитаема как мастер-живописец. Темы ее картин и сами образы идут от сюрреализма 70-х годов: особая смесь реализма с босхианским абсурдом. Оказывается, почти уже забытое нами нонконформистское искусство время от времени становится на пике моды.

Другим важным событием лета по праву считается Международная ярмарка современного искусства в Базеле, открывшаяся 15 июня. И здесь Россия сделала прорыв – впервые московская галерея приглашена для участия в основной программе, куда допускаются только сливки арт-мира. Таковой стала «XL-галерея», заслужившая это право почти десятилетней работой и набором художников, которые давно катаются по смотрам и конкурсам. Среди ее основных авторов «XL-галереи» также – «наше все» – Олег Кулик.

"