Posted 16 мая 2016,, 11:35

Published 16 мая 2016,, 11:35

Modified 8 марта, 03:00

Updated 8 марта, 03:00

В Манеже проходит выставка «История советского кино в киноплакате»

В Манеже проходит выставка «История советского кино в киноплакате»

16 мая 2016, 11:35
В Манеже проходит выставка «История советского кино в киноплакате»

В рамках Года российского кино музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Московский музей дизайна открыли в Центральном манеже выставку «История советского кино в киноплакате. 1919-1991». На экспозиции представлены сотни работ классиков киноплаката, на примере которых показано как изменение отношения к искусству афиши, так и роль кинематографа в истории СССР. Наследие художников – Владимира и Георгия Стенбергов, Михаила Хазановского, Бориса Зеленского, Василия Островского, Вилена Каракашева и других – разделено здесь на четыре секции. Это 1920-е годы, 1930-е – середина 1950-х годов, эпоха «оттепели», конец 1960-х – начало 1990-х годов.

Первыми на выставке показаны авангардные плакаты к немому кино. Этот короткий период и по сей день считается самым свободным и богатым на эксперименты временем в истории всего советского кинематографа. «Счастье» Александра Медведкина, «Процесс о трех миллионах» Якова Протазанова, «Девушка с коробкой» Бориса Барнета – необычность этих фильмов, ставших классикой мирового киноискусства, проецировалась также и на афиши, созданные художниками-новаторами. Плакатам к фильмам Сергея Эйзенштейна на выставке справедливо уделено особое внимание, как и ярким и жизнерадостным афишам к фильмам его ученика Григория Александрова, выполненным, в соответствии с требованием времени и курсом правительства, уже в совсем иной стилистике.

Плакаты военных лет и плакаты к фильмам о Великой Отечественной войне – вещи разные. Первые выполнены на самой обычной бумаге, как правило, с использованием двух красок, с изображением примитивного, но такого нужного людям сюжета. Вторые объединены в самый масштабный раздел выставки. «Женя, Женечка и Катюша» (автор плаката – Олег Васильев), «Никто не хотел умирать» (Михаил Хазановский), «Иваново детство» (Юрий Царев), «Живые и Мертвые» (Евгений Гребенщиков) – эти работы, украшавшие городские улицы на протяжении десятилетий (такой была система проката в СССР), уже и сами по себе – произведения искусства, которое имело силу достучаться до всех.

С наступлением «оттепели» художники-графики стали рисовать метафоричные плакаты, в которых уже можно было выражать личное отношение к кино. Плакаты авторства Мирона Лукьянова к фильмам «Чистые пруды», «Три плюс два», «Еще раз про любовь», «Чистое небо» – это образцы поэтического осмысления творцом нового чувственного кино, которое на несколько лет перестало обслуживать интересы машины государства.

Эпоха «застоя» в стране для кино (как и для всего искусства) стала эпохой рефлексии. Именно в это время были созданы шедевры военного кино, блестящие экранизации русской классики; заговорили также и самобытные режиссеры – Андрей Тарковский, Алексей Герман-старший, Кира Муратова. Плакаты этого времени эклектичны: мастера экспериментируют с постановочными фотографиями, создают коллажи, используют графические приемы.

Выставка будет работать до 13 июня.

"