Рус
Eng

Вопрос дня - от Николая Коляды: почему наши театры не ездят на гастроли?

Вопрос дня - от Николая Коляды: почему наши театры не ездят на гастроли?

16 апреля 2017, 13:56
Культура
Сергей Таранов
Художественный руководитель известного екатеринбургского "Коляда-театра" Николай Коляда с цифрами в руках показал трагичную для культуры ситуацию: почему провинциальные учреждения культуры сидят дома и забыли уже о гастрольной деятельности, которой раньше было с избытком.

Николай Коляда, режиссер

Понятно, почему театры на гастроли не едут. В советское время все театры на два-три месяца летом уезжали по городам всего СССР. Я с театром драмы, будучи артистом, по месяцу жил в Риге, в Минске, Омске, Новосибирске, Куйбышеве, две недели в Москве (играли спектакли в Малом театре). Куда только не ездили: от Владивостока до Калининграда. И это были не туристические поездки, а второе дыхание для каждой труппы: новые зрители, новые впечатления, другие эмоции, проверка себя и своих возможностей. Советская власть выделяла театрам на это деньги.

Теперь?

Ну вот - в Крым поедете: дадим на это денег. А так - живите, как хотите.

И театры киснут. Провинциальные театры, конечно же. У москвичей, если одна звезда-милиционер из сериала - чеши и коси по всей России. А то, глядишь, и к эмигрантам в США заедешь.

Вчера пришел отчет из Перми. Мы заработали на гастролях 428 тысяч: то есть, нам в понедельник обещают прислать эти деньги. Это 50 процентов от сборов, за вычетом расходов на рекламу и прочее.

Я сел считать, сколько мы потратили. Получилось, что затратили на поездку (гостиница, суточные, проезд и так далее – 368 тысяч) и, значит, мы заработали на гастролях 60 тысяч рублей, из которых надо вычесть за погрузку-разгрузку декорации и заплатить администраторам за организацию гастролей. Остается 15 тысяч.

То есть, мы катались, возили 43 человека, грузили, разгружали, бегом-бегом привыкали к новой сцене, ну и так далее – куча дел и забот. И что? Ради чего? Поразить пермскую публику? Да есть у них там свои театры, которые их «поражают».А не проще было бы сидеть дома и играть спектакли тут, без этой всей колготни?

Ладно, еще у меня посвободнее с отчетностью: я могу заплатить за что-то из своих личных денег, так как частный театр, заплатить и не париться.

А что делать государственным театрам, где за каждую копейку – тонну бумажек отчетности написать надо.

Вот и сидят все, варятся в собственном соку, смотрят в интернете и в телевизоре про то, как живут московские театры (не все, правду сказать), куда ездят, что делают, сидят и точат зуб на них от зависти. К слову сказать, качество-то этих вывозимых спектаклей ниже плинтуса. Но - Москва.

А государство провинциальным театрам денег на гастроли не дает. Сейчас и на постановки-то еле-еле дают – сидите, скоморохи, не высовывайтесь, у нас, у власти, своих проблем много.

Если рассказать всем, сколько я трачу сейчас на поездку во Францию и в Сербию – всем лихо станет.

Только не говорите: «Принимающая сторона должна всё оплатить!». Конечно, если это, скажем, на афише стоит Moskovskij Majakovski Teatr – то продюсеры знают: будет всё продано, вот тогда они и оплатят приглашенному театру всё.

А что делать всем остальным, безвестным? «Есть и пить надо? Табаку надо? Вот и вертись».

Если б кто знал, как тяжело.

(оригинал материала - в https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1860359764225421&id=100007542463601)

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter