Posted 15 апреля 2008,, 20:00

Published 15 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:12

Updated 8 марта, 08:12

Ромео, Джульетта и поручик

15 апреля 2008, 20:00
Владимир Спиваков часто балует публику выступлениями Национального филармонического оркестра России (НФОР) с солистами, принадлежащими к мировой исполнительской элите. Однако два недавних концерта маэстро стали событиями благодаря первостепенной роли НФОР.

Первая программа была целиком посвящена симфонической музыке. «Ромео и Джульетта» Чайковского для НФОР со Спиваковым – вещь игранная, но не заигранная. Потому с предельной яркостью были выстроены контрасты, выверены все типы выразительности: от отрешенного хорала к гневным образам вражды, от экзальтированной темы любви – к трагической катастрофе. С широко известной увертюрой-фантазией соседствовала популярная сюита из музыки к кинофильму «Поручик Киже» Прокофьева. Рассказ «Поручик Киже», положенный в основу фильма с музыкой Прокофьева, построен на абсурдистско-гротесковом сюжете об описке армейского писаря, создавшего персонаж «по документам». Спиваков не пожалел красок. Точнее, извлек их из своего коллектива, чтобы продемонстрировать иронию и гротеск прокофьевской музыкальной сатиры в виде своеобразного «театра в оркестре».

Открытием для публики стала впервые исполненная в Москве музыка балета-мимодрамы Флорана Шмитта «Трагедия Саломеи». Богатая красочность, восточный колорит и мрачный демонизм – все особенности партитуры были воплощены НФОР. Но особо подчеркнуты две крайности – обольщение и смерть. В обольщении звучала сама чувственность – надо было видеть, какой артистический жест при этом делал оркестру дирижер. А кара смертью за патологический вампиризм Саломеи, воплощенная в кульминации, устрашала намеренно громогласными медными духовыми оркестра.

«Танец семи покрывал» из оперы Рихарда Штрауса «Саломея», напротив, продемонстрировал изысканный оркестровый блеск и виртуозность. В разгорающейся пляске-оргии Спиваков непривычно подчеркнул черты венского вальса. Бис же стал неожиданным – «Грустный вальс» Сибелиуса, завороживший медленным и тихим звучанием.

Вторая мартовская программа НФОР продемонстрировала универсальность коллектива. Известно, что немногие симфонические оркестры мастерски исполняют оперные партитуры. Спиваков представил еще один необычный концерт – из фрагментов опер Верди, обойдясь, однако, без арий, сольных и ансамблевых сцен, а отобрав лишь хоровые и симфонические отрывки. Хор Академии хорового искусства исполнял все качественным, сочным и как бы традиционно-академическим звуком. Сюрпризом оказалась возвышенно-небесная «Аве Мария», спетая хором без сопровождения под управлением Спивакова. В оркестровых же фрагментах царило четко выверенное разнообразие красок. Прошедшие концерты свидетельствуют, что сейчас НФОР – первоклассный симфонический коллектив, технически безупречный, гибкий, берущийся за репертуар любой сложности.

"