Posted 15 апреля 2004,, 20:00

Published 15 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:25

Updated 8 марта, 02:25

Литературный лоцман

15 апреля 2004, 20:00
Нелепо спорить: все хотят жить счастливо. Наверно, даже больше, чем преуспевающие банкиры или раскрученные киноактеры, напрягаются ради этого писатели. Особенно те, кто умеет создавать в книгах собственный мир и населять его такими героями, с которых хочется брать пример и жить так же, как они. По крайней мере легко пр

АЛЕКСАНДР КАБАКОВ. «Все поправимо»

Автор одного из самых претенциозных романов конца 1980-х «Невозвращенец» создал собственную литературную теорию: литература должна быть проста и функциональна. Ее главная задача – развлекать читателя в свободное время – как бутерброд с колбасой под бутылочку пивка на сон грядущий.

Но, отметив недавно 60-летие, Кабаков забыл про теорию и написал очень глобальный и исповедальный роман поколения. О тех, кто родился при Сталине, жил при Брежневе, а выживать вынужден уже в нынешнюю эпоху зависимости от мировых цен на нефть... Ход выбран простой: жизнь героя прослеживается с раннего детства. А последняя фраза «Хорошая была жизнь» сказана уже в доме для престарелых. Своей гордой обреченностью она вышибает даже неподкупную мужскую слезу. И не мне одному, наверное, сразу захочется «позвонить родителям». И хоть как-то помогать тем, кто сильно нас... Уже ради одной этой фразы и стоило писать роман!

Но «Все поправимо» – книга не только о грустном. В интервале между первой и последней строкой герой учится, влюбляется, работает, снова влюбляется, кайфует от джаза и компаний и влюбляется уже в девушку лет на 20 младше... Все было: доносы, преследования за «еврейство», товарищеские суды, бичующие за «аморалку». Однако главная мысль романа оптимистична и дерзка, как само повествование: какой бы строй нас ни «строил», все равно нужно выкручиваться и хоть из последних сил стараться жить счастливо...

Наши оценки:

Польза: 5 – Дух русской интеллигенции, жизнелюбие, неутомимая тяга к любви и стремление не поступать так, чтобы потом было стыдно перед самим собой – после «Все поправимо» хочется перефразировать известную присказку и пожелать, чтобы хороший пример тоже «был заразителен».

Интерес: 4,5 – То, что Александр Абрамович – отличный беллетрист, знали и раньше. Но в своем самом масштабном романе он так лихо закрутил в вихре десятилетий судьбы героев, что порой становится просто обидно, что не жил в те времена и с этими придуманными, в общем, персонажами.

Цитата: «Чем отличаются ребята, которым сейчас от тридцати до сорока, какими мы были в свои 30–40. Ну, во-первых, пьют меньше. Понятно – некогда, есть реальное дело, от которого зависят реальные деньги – кто ж будет от такой жизни уходить в безумие и болтовню за бутылкой. Во-вторых, не знаю ни об одном мучительном адюльтере, тяжелом разводе, которыми постоянно маялось мое поколение».




АНДРЕЙ ЯХОНТОВ. «Коллекционер ошибок»

Несмотря на мефистофельское название, наверняка многие хотели бы жить так, как Андрей Яхонтов! Судите сами: в книге действует масса знаменитостей, с одними из которых писатель дружит, с другими ходит на футбол, с третьими отправляется на встречу с читателями в Сан-Ремо. События и поступки эти дают повод для новых баек и увлекательных житейских историй. А потом Андрей Яхонтов перемежает эти истории-ситуации тонкими размышлениями и остроумными наблюдениями...

Конечно, Андрей Яхонтов – чемпион России по числу знаменитых друзей. Но главное в «Коллекционере ошибок» это то, что, чередуя размышления, путевые впечатления, житейские ситуации и байки, писатель создает увлекательную повесть о начале ХХI века.

Польза: 5 – Если умный человек пишет про себя и других умных людей, тем более путешествующих то в Японию, то в собор Святого Марка – естественно, из книги можно почерпнуть много знаний. Но главная польза в том, чтобы задуматься о суждениях и наблюдениях автора. И решить: а что все это для меня? Я бы как поступил?

Интерес: 4 – Тот, кто не любит в книгах мудрости, бытовой наблюдательности и полемики, примется читать через абзац – только байки, истории и хохмы.

Цитата: «Я не выдержал. Поскольку все на почте требовали, чтобы я от окошечка отошел, заорал: «Да вы же быдло! Боитесь этим лентяйкам слово сказать!» Люди затихли. В конце концов скромного вида старушка уважительно резюмировала: «Наверное, партийный...».




ФИЛИП ПУЛМАН. «Чудесный нож»

Филип Пулман – такой же затейник, придумщик и сказочник, как авторы «Властелина колец» и «Гарри Поттера». Только пока менее известный и не раскрученный в кинематографе. В «Чудесном ноже», как и должно быть в детских книгах, – легкий язык, простые фразы, много диалогов и неожиданных поворотов сюжета. Персонажи, лихо превращающиеся из котов в птиц; странный город Читтагацце, где живут брошенные дети и призраки, пожирающие души взрослых... Ну и, конечно, как обойтись без ведьм и ангелов? Очень хорошая и добрая книжка для детей. Причем все в ней сделано по-доброму: даже напечатана она непривычно крупным шрифтом – чтобы малыши не портили зрение над мелкими буквами...

Польза: 5 – за воспитание доброты в подрастающем поколении другую оценку поставить невозможно.

Интерес: 4 – Гели, улучшающие электрические контакты; прибор алетиометр – самые младшие в этой книжке не все поймут и будут переспрашивать у взрослых. Придется подготовиться, чтобы не оплошать.

Цитата: «Вы хотите знать, кто такие ангелы? – отозвался Иоаким Лоренц. – Кое-кто зовет их Наблюдателями. Они состоят не из плоти, как мы, а из чистого духа. В древние времена ангелы спускались к нам и имели дело с людьми; некоторые говорят, что они даже заключали с нами браки».

"