Posted 15 марта 2016,, 21:00

Published 15 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:15

Updated 8 марта, 03:15

Секретная история мультсериалов

Секретная история мультсериалов

15 марта 2016, 21:00
В Суздале открывается очередной всероссийский анимационный фестиваль, традиционно презентующий лучшее, что было снято отечественными аниматорами за год. Авторские короткометражки обычно начинают здесь свою фестивальную жизнь, студенты и дебютанты обретают первое признание в профессиональном сообществе, мастера смотрят

Созданный еще в 1996 году Суздальский фестиваль долгие годы был смотром авторских работ (никаких других поначалу и не было) и по сегодняшний день сохраняет именно такую репутацию. Однако на данном смотре акценты, кажется, будут расставлены иначе. Главной сенсацией нынешнего Суздальского фестиваля стало небывалое количество сериалов (35, по словам дирекции), поданных на селекцию. В конкурс отобрано 15, и еще 13 оказались в информационной программе. Надо заметить, что речь идет именно про новые проекты, поскольку один сериал может участвовать в Суздале не более двух лет подряд. Так что никаких «Фиксиков», «Смешариков» и ставшей уже притчей во языцех «Маши и Медведя» со всеми ее производными. Из проектов постарше здесь «Котики, вперед!», «Летающие звери», «Поросенок», «Йоко» и «Рободзяки». Из свежих, но уже известных широкому зрителю – «Тима и Тома», «Ми-ми-мишки», «Бумажки», «Защитники», «Малышарики». Но есть и совсем новые. Например, развлекательно-развивающий проект для дошкольников «Шарлотта и Кваксон» и сериал с говорящим названием «Команда Познавалова», короткие лихие клоунады «Барбадог» и «Booba», истории про и для школьников «Петя Волк» от автора «Летающих зверей» Михаила Сафронова и суперагентские приключения для подростков и взрослых «Секретная история Арса».

Неудивительно, что сериалам будет посвящена и одна из секций делового анимационного «конгресса», приуроченного к фестивалю: «Феномен российского анимационного сериала: чего хотят телеканалы?» Этот субботний разговор обещает стать напряженным и волнующим, но не из-за очевидных рекомендаций и рецептов, которые прозвучат, а из-за тех тревожных для анимационной индустрии размышлений, которые, вероятно, не будут озвучены.

Еще недавно вопрос «чего хотят телеканалы?» особенно не вставал, поскольку они особенно ничего не хотели и в анимационной жизни страны практически не участвовали. Эта незаинтересованность ТВ казалась анимационному сообществу одним из главных препятствий в развитии анимационной индустрии, которая, как известно, развивается в основном за счет сериалов, которое, в свою очередь, невозможно без активного участия ТВ-каналов. Созданная в 2011 году Ассоциация анимационного кино упорно лоббировала создание отдельного мультканала… и результатом этих упорных трудов стал телеканал «Мульт», мгновенно превратившийся в прекрасную иллюстрацию к афоризму «бойтесь своих желаний, иногда они исполняются».

Вместо лояльной ТВ-площадки, которую просило у государства профсообщество, аниматоры получили мощного игрока на анимационном рынке. В отличие от любой другой студии, детище ВГТРК не стеснено в ресурсах: деньги, пиар, административные мощности, способность убеждать партнеров – по всем этим показателям новый производитель сильно опережает любую нашу мульткомпанию, выросшую с нуля и живущую малой частью за счет господдержки, а в основном на заработанные собственным трудом деньги.

ВГТРК может себе позволить задирать зарплаты профессионалам среднего звена, запускать много бюджетных проектов, а также широко рекламировать свой «товар» как минимум на других каналах того же ВГТРК. И делать все это с очаровательной непосредственностью. Так, на недавно проходившей выставке детских товаров Kids Russia во время анимационной сессии представитель канала показывал собравшимся коллегам отрывок из программы «Вести» («Россия 24»), посвященный якобы выставке, а на деле – сериалу «Ми-ми-мишки». В этом утомительно долгом «новостном сюжете» звучало так много похвал в адрес сериала, что честнее было бы поставить значок «на правах рекламы». «Мы даже не ожидали, что про нас снимут такой длинный сюжет», – добавил спикер после демонстрации ролика. И впрямь: удивительное рядом.

К чему приведет появление такого мощного производителя анимации, судить пока сложно. Не исключено, что через несколько лет «Мульт» со своим производством забьет российский рынок дешевыми сериалами, откровенно выкинув с него других игроков. Но возможен и другой вариант: не исключено, что в этой ситуации другие анимационные продюсеры по-настоящему мобилизуются, пытаясь противопоставить количеству качество, напалму государственного ресурсного пиара – точную и выверенную стратегию и тактику, а попыткам монополизировать домашний рынок – активную экспансию в зарубежное пространство. Так или иначе, но ближайшие несколько лет обещают стать весьма и весьма насыщенными.

Что до Суздальского фестиваля, он насыщен событиями и разными профессиональными интригами всегда. Хорошие фильмы, новые имена, серьезные разговоры об искусстве, профессии и бизнесе, а также концерты, перформансы и даже увлекательный квест, одним словом, всевозможные поводы для зависти аниматорам, имеющим такую сложную, но одновременно такую прекрасную и веселую профессиональную жизнь.

"