Posted 15 марта 2006,, 21:00

Published 15 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:10

Updated 8 марта, 09:10

Путь к примирению

15 марта 2006, 21:00
Несмотря на популярность, завоеванную буквально сразу же после премьеры в 1962 году, одно из самых масштабных по замыслу и воплощению произведений ХХ века – «Военный реквием» Бриттена – звучит сегодня крайне редко. Особенно в России. Причины просты: это сочинение сколь впечатляющее, столь и сложное для исполнения. Два

В начале марта НФОР, возглавляемый Владимиром Спиваковым, выступил с бетховенской программой: под управлением немецкого маэстро Томаса Зандерлинга оркестр, Московский камерный хор и ансамбль солистов – Ирина Аркадьева, Елена Максимова, Дмитрий Корчак и Николай Диденко исполнили знаменитую Торжественную мессу Бетховена. И вот спустя совсем немного времени музыканты готовят к представлению грандиозную партитуру Бриттена, дирижировать которой будет знаменитый американский маэстро Джеймс Конлон.

Собственно, исполнить «Военный реквием» Джеймс Конлон вызвался сам. Он не раз уже работал с Национальным филармоническим оркестром России и прекрасно знает, насколько высок профессиональный уровень этого коллектива. А его интересы в области симфонической музыки ХХ столетия известны во всем мире. Интерпретации Малера, Цемлинского, Берга, Хартмана оценены как публикой, так и критикой, а энтузиазм маэстро в области исполнения современной музыки был отмечен рядом специальных призов и премий. Именно поэтому возможность услышать сочинение Бриттена в интерпретации маэстро Конлона – большая удача для столичной публики.

Необычная структура «Военного реквиема» родилась благодаря сочетанию латинского текста католической заупокойной мессы и девяти стихотворений Уилфрида Оуэна – британского поэта, ушедшего на фронт простым пехотинцем и погибшего в 25 лет от роду за неделю до окончания Первой мировой. Отображая в своих элегиях ужасы войны, Оуэн считал своим долгом примирить поколение враждующих и дать предостережение будущим поколениям.

Бриттен посвятил «Реквием» памяти четырех близких друзей, погибших во время войны: Роджера Бёрни, Пирса Данкерлея, Дэвида Гилла и Майкла Холлидея. Однако несмотря на более чем конкретные ассоциации с мировой войной, произведение Бриттена отнюдь не литургия памяти павших. Столь же далек «Военный реквием» и от восхваления героизма воевавших британцев. Тема, затронутая Бриттеном, гораздо шире: «Военный реквием» – антивоенный манифест пацифиста, направленный против любой войны, любого рода насилия над человеком. Не случайно три солирующие партии в этом произведении были написаны композитором в расчете на трех конкретных певцов из разных стран: немецкого баритона Дитриха Фишера-Дискау, британского тенора Питера Пирса и русской (советской) сопрано Галины Вишневской. Правда, услышать на премьере Галину Вишневскую публике не удалось – помешали советские власти.

В нынешнем исполнении примут участие также солисты из трех стран: восходящая звезда мировой оперы, солистка Мариинского театра Татьяна Павловская, знаменитый американский тенор, лауреат премии «Грэмми» Джон Эйлер и один из самых признанных исполнителей ораториальной и камерной вокальной музыки, немецкий баритон Кристиан Герхаер. Хоровая часть проекта будет осуществлена коллективами Академии хорового искусства, руководимой Виктором Поповым.

"